Куперс

Бухучет и анализ

Банкротство 2015

Принятие закона о банкротстве физического лица в 2015 году привело к внесению изменений в статьи Кодекса об административных правонарушениях и Уголовного кодекса РФ, предусматривающих ответственность за незаконные действия при банкротстве.

Поделиться:

Если ранее эти статьи распространялись только руководящих сотрудников, собственников юридических лиц, то в настоящее время ответственность за фиктивное и преднамеренное банкротство, неправомерные действия при банкротстве возлагается и на граждан.

Вопросы о привлечении граждан к уголовной ответственности по такой категории дел будут проходить по аналогии с уже существующей практикой привлечения руководителей юрлиц.

Если Вам необходима подробная и обстоятельная консультация адвоката, мы будем рады помочь Вам. Своевременное предопределение возможных последствий закладывает фундамент в защите своих прав.

Есть вопросы по процедуре банкротства?

Оставьте свой телефон, наш юрист перезвонит Вам через 1 минуту и поможет разобраться.
Это бесплатно.

Фиктивное банкротство.

Ответственность за фиктивное банкротство предусмотрена п.1 ст.14.12 кодекса об административных правонарушениях и ст.197 Уголовного кодекса РФ.

Фиктивное банкротство состоит в публичном объявлении себя банкротом, когда фактически это не соответствует действительности.

Критерием для разграничения административной ответственности от уголовной является ущерб, причиненный заинтересованному лицу. Для наступления уголовной ответственности сумма ущерба должна превышать 1,5 миллиона рублей.

Санкция ст.197 УК РФ предусматривает лишение свободы сроком до 6 лет. Ответственность за административное правонарушение – штраф до 3000 рублей.

Алексей Жумаев

финансовый управляющий

Преднамеренное банкротство

Преднамеренное банкротство предполагает создание условий, при которых платежеспособность гражданина снижается, что приводит к отсутствию возможностей для погашения задолженности.

По аналогии с фиктивным банкротством, уголовная ответственность наступает в случае причинения ущерба на сумму более 1,5 миллиона рублей. При этом ст.196 УК РФ предусматривает наказание в виде лишения свободы сроком до 6 лет. Административное наказание за преднамеренное банкротство определено в п.2 ст.14.12 КоАП РФ и может быть назначено в виде штрафа до 3000 рублей.

Неправомерные действия при банкротстве

Перечень неправомерных действий при банкротстве физ лица довольно обширен.

Первая группа таких действий, включенная как в КоАП РФ, так и УК РФ, включает в себя действия, направленные на сокрытие, уничтожение и незаконное отчуждение имущества и имущественных прав. Уголовное наказание предусматривает до 3 лет лишения свободы, административное – штраф до 5000 рублей.

Второе, это неправомерное погашение задолженности перед одним кредитором в ущерб другим. Административное наказание предусматривает штраф до 5000 рублей. В случае, если действия гражданина привели к ущербу на сумму не менее 1,5 миллиона рублей, то гражданин подлежит уголовному преследованию, а максимальный размер наказания, предусмотренный ч.2 ст. 195 УК РФ — лишение свободы на срок до 1 года.

Создание препятствий, делающих невозможными или затрудняющих действия финансового управляющего, при причинении ущерба на сумму более 1,5 миллиона рублей – это преступление, предусмотренное ч.3 ст.195 УК РФ, и максимальный размер наказания составляет лишение свободы сроком до 3 лет. Если ущерб причинен менее значительный, то деяние подпадает под п.7 ст.14.13 КоАП РФ, а гражданин подвергается административному штрафу на сумму до 3000 рублей.

Кроме того, Кодекс об административных правонарушениях предусматривает ответственность гражданина за неисполнение обязанности по подаче заявления о банкротстве – административный штраф в размере до 3000 рублей.

Получить план списания ваших долгов

Видео: наши услуги по банкротству физ. лиц

С 01.09.2020 физические лица смогут инициировать свое банкротство во внесудебном порядке. Для этого не понадобится обращаться в суд и не нужен будет арбитражный управляющий. Должник сможет подать заявление в МФЦ. А поиском имущества, в том числе оспариванием сделок, будут заниматься кредиторы. Банкротиться во внесудебном порядке смогут те должники, у которых сумма долга не превышает 500 000 руб. и в отношении которых окончено исполнительное производство в связи с отсутствием имущества.

Президент РФ подписал Федеральный закон от 31.07.2020 № 289-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О несостоятельности (банкротстве)» и отдельные законодательные акты Российской Федерации в части внесудебного банкротства гражданина» (далее — Закон № 289-ФЗ). В нем предусмотрена новая процедура банкротства для граждан с небольшой задолженностью — внесудебное банкротство. Закон № 289-ФЗ вступит в силу уже с 01.09.2020.

Подача заявления на внесудебное банкротство

Воспользоваться процедурой внесудебного банкротства смогут физические лица, если:

  • размер долга составляет от 50 000 до 500 000 руб. Учитывается общий размер денежных обязательств и обязанностей по уплате обязательных платежей, в том числе обязательств, срок исполнения которых не наступил, обязательств по уплате алиментов и обязательств по договору поручительства независимо от просрочки основного должника. Санкции за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательства в сумму долга не включаются;

  • исполнительное производство окончено в связи с возвращением исполнительного документа взыскателю, поскольку у должника отсутствует имущество, на которое можно обратить взыскание;

  • отсутствует иное исполнительное производство после возвращения исполнительного документа взыскателю (п. 1 ст. 223.2 Федерального закона от 26.10.2002 № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)», далее — Закон о банкротстве).

Гражданин вправе подать заявление о признании его банкротом во внесудебном порядке по месту жительства или месту пребывания в многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг (далее — МФЦ). Услуга бесплатная — никаких пошлин платить не нужно. Форма и порядок подачи будут утверждены позже. К заявлению нужно приложить список всех известных кредиторов (п. 2—4 ст. 223.2 Закона о банкротстве).

Рассмотрение заявления о банкротстве

В течение одного рабочего дня МФЦ должен проверить наличие сведений о возвращении исполнительного документа взыскателю, а также отсутствие сведений о ведении иных исполнительных производств, возбужденных после даты возвращения исполнительного документа взыскателю и не оконченных или не прекращенных на момент проверки сведений, размещенных на сайте ФССП России (п. 5 ст. 223.2 Закона о банкротстве).

Если гражданин соответствует всем условиям, то в течение трех рабочих дней МФЦ включит сведения о возбуждении процедуры внесудебного банкротства гражданина в Единый федеральный реестр сведений о банкротстве (далее — ЕФРСБ). Если гражданин не соответствует условиям, то МФЦ в тот же срок вернет заявление должнику. В этом случае гражданин сможет повторно обратиться с заявлением не ранее чем через один месяц со дня его возврата (п. 6 ст. 223.2 Закона о банкротстве). Возврат гражданину поданного им заявления о признании его банкротом во внесудебном порядке можно обжаловать. Для этого нужно будет обратиться в арбитражный суд по месту жительства гражданина (п. 7 ст. 223.2 Закона о банкротстве).

Также МФЦ отправит копию уведомления о включении в ЕФРСБ сведений о возбуждении процедуры внесудебного банкротства гражданина в кредитные организации, с которыми у должника заключен договор банковского счета (вклада), а также в суд общей юрисдикции, соответствующее подразделение ФССП России по месту жительства должника и в уполномоченные органы (п. 3 ст. 223.3 Закона о банкротстве).

Повторно можно будет подать заявление о признании гражданина банкротом во внесудебном порядке не ранее чем через 10 лет после прекращения процедуры внесудебного банкротства или дня ее завершения (п. 8 ст. 223.2 Закона о банкротстве).

Последствия включения сведений о физлице в ЕФРСБ

Со дня включения сведений о возбуждении процедуры внесудебного банкротства гражданина в ЕФРСБ вводится мораторий на удовлетворение требований кредиторов по денежным обязательствам, об уплате обязательных платежей, за исключением:

  • требований кредиторов, не указанных в заявлении о признании гражданина банкротом во внесудебном порядке;

  • требований о возмещении вреда, причиненного жизни или здоровью, по делам об истребовании имущества из чужого незаконного владения, об устранении препятствий к владению указанным имуществом, о признании права собственности на указанное имущество, о выплате заработной платы и выходного пособия, о возмещении морального вреда, о взыскании алиментов, а также иных требований, неразрывно связанных с личностью кредитора, в том числе требований, не заявленных при подаче заявления о признании гражданина банкротом во внесудебном порядке (п. 1 ст. 223.4 Закона о банкротстве).

Еще последствия включения сведений о физлице в ЕФРСБ

Последствие

Норма

Срок исполнения возникших до дня включения таких сведений в ЕФРСБ денежных обязательств, обязанности по уплате обязательных платежей считается наступившим

Абзац 2 п. 2 ст. 223.4 Закона о банкротстве

Прекращается начисление неустоек (штрафов, пеней) и иных финансовых санкций, а также процентов по всем обязательствам гражданина

Абзац 2 п. 2 ст. 223.4 Закона о банкротстве

Взыскатель не может направлять исполнительные документы в банк

Абзац 3 п. 2 ст. 223.4 Закона о банкротстве

Все исполнительные документы могут быть направлены только в ФССП и ее территориальные органы

Абзац 4 п. 2 ст. 223.4 Закона о банкротстве

Приостанавливается исполнение исполнительных документов по имущественным взысканиям с гражданина

Абзац 5 п. 2 ст. 223.4 Закона о банкротстве

Согласие гражданина-должника на предоставление органами, осуществляющими государственную регистрацию или иной учет (регистрацию), имеющихся у них сведений кредиторам считается предоставленным

Абзац 6 п. 2 ст. 223.4 Закона о банкротстве

Гражданин в течение срока процедуры внесудебного банкротства не имеет права совершать сделки по получению займов, кредитов, выдаче поручительств и иные обеспечительные сделки

Пункт 4 ст. 223.4 Закона о банкротстве

Гарантии для кредиторов

В период внесудебного банкротства гражданин может получить в собственность имущество. Например, в результате оспаривания сделки, принятия наследства или получения в дар. Также может существенно измениться имущественное положение должника, что позволит полностью или в значительной части исполнить свои обязательства перед кредиторами. В этом случае гражданин обязан в течение пяти рабочих дней уведомить об этом МФЦ. А МФЦ в течение трех рабочих дней после получения уведомления должен включить в ЕФРСБ сведения о прекращении процедуры внесудебного банкротства гражданина (п. 1 ст. 223.5 Закона о банкротстве).

Если гражданин не уведомит МФЦ, то кредитор из списка кредиторов, который предоставил должник, будет вправе подать в арбитражный суд заявление о признании такого гражданина банкротом в соответствии со ст. 213.5 Закона о банкротстве (п. 1 ст. 223.5 Закона о банкротстве).

В период до завершения или прекращения внесудебного банкротства гражданина заявление о признании такого гражданина банкротом вправе подать:

  1. кредитор, не указанный в списке кредиторов;

  2. кредитор, указанный в списке кредиторов, в любом из следующих случаев:

  • если задолженность перед ним указана не в полном объеме, существенно влияющем на признание гражданина соответствующим критериям;

  • если обнаружено имущество или имущественные права должника, подлежащие государственной регистрации или иному учету;

  • при наличии вступившего в законную силу решения суда по поданному таким кредитором иску о признании сделки должника недействительной (п. 2 ст. 223.5 Закона о банкротстве).

Прекращение внесудебного банкротства

Процедура внесудебного банкротства прекращается, если арбитражный суд вынесет определение о признании обоснованным заявления о признании гражданина банкротом и введении реструктуризации долгов гражданина.

В этом случае арбитражный суд направит в МФЦ копию определения о признании обоснованным заявления о признании гражданина банкротом и введении реструктуризации долгов гражданина не позднее трех рабочих дней после дня его вынесения. А МФЦ должен будет включить в ЕФРСБ сведения о прекращении процедуры внесудебного банкротства гражданина (п. 3 ст. 223.5 Закона о банкротстве).

Завершение процедуры внесудебного банкротства

Внесудебное банкротство гражданина займет шесть месяцев. После того как пройдет полгода со дня включения сведений о возбуждении процедуры внесудебного банкротства гражданина в ЕФРСБ, будет считаться, что процедура внесудебного банкротства гражданина завершена и такой гражданин освобождается от дальнейшего исполнения требований кредиторов, указанных им в заявлении о признании его банкротом во внесудебном порядке (п. 1 ст. 223.6 Закона о банкротстве).

МФЦ должен включить в ЕФРСБ сведения о завершении такой процедуры. Задолженность гражданина перед кредиторами, указанными им в заявлении о признании его банкротом во внесудебном порядке, будет признаваться безнадежной задолженностью (п. 1 ст. 223.6 Закона о банкротстве).

Освобождение гражданина от обязательств не распространяется на требования кредиторов, не указанные в заявлении о признании гражданина банкротом во внесудебном порядке.

Если в заявлении гражданина о признании его банкротом во внесудебном порядке указана сумма требований кредитора, которая меньше действительной суммы требований кредитора, гражданин освобождается от обязательств перед этим кредитором в размере суммы, указанной в заявлении. Если в таком заявлении указана сумма требований кредитора, которая больше действительной суммы требований кредитора, гражданин освобождается от обязательств перед этим кредитором в размере действительной суммы его задолженности (п. 2 ст. 223.6 Закона о банкротстве).

При этом применяются общие последствия завершения банкротства, установленные ст. 213.30 Закона о банкротстве и ограничивающие возможность должника вести предпринимательскую деятельность, участвовать в органах управления и т.д. Соответствующие сроки будут исчисляться со дня завершения процедуры внесудебного банкротства гражданина (п. 5 ст. 223.6 Закона о банкротстве). При завершении процедуры внесудебного банкротства в отношении гражданина, исключенного из ЕГРИП менее чем за один год до подачи заявления о признании гражданина банкротом во внесудебном порядке, будут применяться последствия признания индивидуального предпринимателя банкротом, предусмотренные ст. 216 Закона о банкротстве. Например, в течение пяти лет он не вправе осуществлять предпринимательскую деятельность, а также занимать должности в органах управления юридического лица.

Комментарий эксперта


Наталья Петрова, судебный юрист по делам о банкротстве, частная практика, г. Йошкар-Ола, Республика Марий Эл

Прежде всего хотелось бы отметить, что принятие этого закона не будет способствовать снижению нагрузки на арбитражные суды, как предполагалось законодателем. Напротив, закон повлечет возникновение новых категорий споров, например, об обжаловании возвращения многофункциональным центром предоставления государственных и муниципальных услуг заявления гражданина о признании банкротом во внесудебном порядке, а самое главное — возбуждение дел о банкротстве граждан с задолженностью до 500 000 руб. по заявлениям кредиторов, не указанных в списке кредиторов, а в ряде случаев — по заявлениям кредиторов, указанных в списке кредиторов.

Закон устанавливает правило о неосвобождении гражданина, процедура внесудебного банкротства в отношении которого завершена, от обязательств в случаях совершения им неправомерных действий при банкротстве или злостного уклонения от погашения кредиторской задолженности, в связи с чем возникает вопрос о порядке установления фактов недобросовестного поведения гражданина и о лице, которое будет их устанавливать.

Норма п. 1 ст. 223.2 Закона о банкротстве об учете при признании банкротом гражданина во внесудебном порядке его обязательств по договору поручительства независимо от просрочки основного должника вступает в противоречие с разъяснениями ВАС РФ о том, что требование к поручителю может быть установлено в деле о банкротстве лишь при условии, что должником по обеспеченному поручительством обязательству допущено нарушение указанного обязательства (п. 48 постановления Пленума ВАС РФ от 12.07.2012 № 42 «О некоторых вопросах разрешения споров, связанных с поручительством»).

Поскольку гражданин освобождается от дальнейшего исполнения требований кредиторов, указанных им в заявлении о признании его банкротом во внесудебном порядке, на первое место для такого гражданина выходит задача верно определить состав и размер всех обязательств на момент подготовки заявления и составления списка кредиторов.

Однако что делать в ситуации, если кредитор не предоставит гражданину полные сведения о размере задолженности перед ним? Как правильно указывать в заявлении о признании гражданина банкротом во внесудебном порядке сумму требований кредитора в случае незавершенного судебного спора, по результатам разрешения которого с гражданина может быть взыскана задолженность в большем размере, чем он укажет в заявлении?

Все это вынудит граждан указывать в заявлении о признании банкротом во внесудебном порядке задолженность в округленном размере, значительно превосходящем реально существующий, чтобы при завершении процедуры внесудебного банкротства гражданина воспользоваться нормой закона о том, что если в заявлении указана сумма требований кредитора, которая больше действительной суммы требований кредитора, гражданин освобождается от обязательств перед этим кредитором в размере действительной суммы его задолженности.

Закон предусматривает ограниченный перечень случаев, при которых кредитор, указанный в списке кредиторов, вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании банкротом гражданина после возбуждения процедуры внесудебного банкротства.

При этом остается открытым вопрос, что делать такому кредитору в случае выявления фактов сокрытия гражданином имущества или незаконной передачи гражданином имущества третьим лицам.

Путь к эффективности

Поправки, которые нашли поддержку у нижней палаты парламента, делятся на три блока. Самым значимым оказался первый – направленный на увеличение роли реабилитации в банкротстве граждан. Закон о банкротстве физлиц, появившийся в 2015 году, позволил неплатежеспособным гражданам, имеющим просрочку более чем три месяца на сумму более 500 000 руб., избавиться от долгов. На деле же оказалось, что социальные функции закона ушли на второй план и помочь процедура может далеко не каждому, – потенциальный претендент на банкротство должен соответствовать целому ряду критериев. Позиция законодателя двусмысленная, замечает арбитражный управляющий Артем Кадников: с одной стороны, он обязывает гражданина обращаться в суд с заявлением о признании его банкротом, а с другой – допускает возможность того, что должник не будет признан банкротом из-за отсутствия имущества, которое можно продать, чтобы расплатиться с кредиторами. Если же гражданину отказывали в банкротстве, долг только продолжал расти – и ситуация, по сути, оказывалась выгодна только кредиторам.

Ситуация делает процедуру банкротства не столь эффективной, считает Елена Батура, руководителя проектов АБ «S&K Вертикаль». «При этом в продолжении процедур банкротства граждан в этой ситуации могут быть заинтересованы не только сами граждане-должники, но и непосредственно их кредиторы, имеющие набор специальных средств в рамках дела о банкротстве на выявление увода имущества должником от взыскания», – обращает внимание эксперт.

59000 человек были признаны банкротами за время действия закона о банкротстве физлиц (по данным Федресурса)

Именно эти недочеты законодательства и правоприменительной практики пытаются исправить сейчас. По сути, речь идет о возврате к изначальной декларируемой позиции разработчиков закона о банкротстве граждан, главной целью которого было освобождение неплатежеспособного должника от бремени долгов, в то время как сейчас во главе угла, по мнению экспертов, оказываются интересы кредитора.

Однако проблема вовсе не в прокредиторских положениях закона, как это может показаться со стороны, обращает внимание Рустем Мифтахутдинов, доцент МГЮА, судья в отставке .

Параграф 1.1 закона о банкротстве граждан имеет впервые в российском праве не прокредиторскую, а продолжниковскую направленность. Причины того, что положения о банкротстве граждан не заработали в должной мере для массового потребителя, заключаются в судебной практике, которая по инерции стала экстраполировать прокредиторский подход, выработанный в отношении юридических лиц, на должников-физических лиц.

Рустем Мифтахутдинов, доцент МГЮА, судья в отставке

Об этом, говорит Мифтахутдинов, свидетельствует одно из дел экономической коллегии ВС, где пришлось указывать судам на очевидный вывод, что процедура банкротства физлица необязательно должна приводить к погашению требований кредиторов. В этой связи совершенно справедливым является положение законопроекта о том, что можно и нужно проводить процедуру банкротства гражданина в отсутствие у него имущества, уверен эксперт.

Как бы то ни было, но реабилитация в рамках банкротства граждан по-прежнему развита очень слабо, признает Олег Зайцев, доцент РШЧП. По его словам, на сегодняшний день она доступна только среднему классу и еще более состоятельным гражданам, а проблемы тех, у кого средств к существованию меньше, она, по сути, не решает. «Валютные ипотечники и ипотечники в целом вообще не воспринимают это как выход», – приводит другой пример Зайцев.

В этом сюжете

  • Топ-10 самых интересных дел по банкротству за год 5 января, 10:04
  • Первый опыт: закону о банкротстве физлиц исполнился год 3 октября, 16:05

В целом опрошенные «Право.ru» эксперты считают изменения, находящиеся на рассмотрении в Думе, позитивными. Напрямую такое основание, как отказ в признании банкротом гражданина, у которого отсутствует имущество, за счет которого могут быть удовлетворены требования кредиторов, законом «О несостоятельности (банкротстве)» не предусмотрено, отмечает Татьяна Манакова, руководитель юридического отдела ЮБ «Падва и Эпштейн». Негативные последствия обусловлены действиями непосредственно гражданина должника – тем, что он не предоставляет предусмотренные законом документы или сообщает суду недостоверные или неполные сведения. Манакова обращает внимание на другую сторону проблемы: она отмечает, что с точки зрения правоприменительной практики к числу проблем можно отнести как раз то, что процедура банкротства, освобождая гражданина от обязательств, зачастую не гарантирует удовлетворение требований кредиторов.

Основной целью законодательства должно являться соблюдение баланса интересов сторон – ведь в число кредиторов гражданина-банкрота также часто входят граждане-кредиторы, и с точки зрения равноправия участников гражданских правоотношений освобождение банкрота от долговых обязательств без представления кредиторам встречного удовлетворения нарушает их права.

Татьяна Манакова, руководитель юридического отдела юридического бюро «Падва и Эпштейн»

Актуальные темы Как это работает: новые правила для коллекторов

Второй блок поправок, внесенных в Думу, должен больше защитить должников банков и микрофинансовых организаций. Процедура взыскания долгов станет более прозрачной и публичной. На практике это поможет избавиться от практики «выбивания долгов» коллекторами без подтвержденных полномочий. Сейчас должник просто получает от кредитора заказное письмо, в котором узнает, что права на его долг переданы третьему лицу. Законопроект предлагает при передаче долга – например, коллекторским агентствам – оповещать об этом должника через сообщение в ЕФРС. Предполагается, что такие сообщения будут содержать не только информацию, обязательную для направления должнику кредитором или привлеченным лицам, но и номера и даты договоров, требования по которым передаются, и ИНН должника. «Отсутствие этой нормы на практике стало инструментом злоупотребления для кредиторов и привлеченных лиц из-за того, что должник зачастую не имеет никакого представления о том, в чьих интересах и на основании чего действуют привлеченные лица. Нововведение не решит проблему всецело, но позволит четко определить круг лиц, участвующих в процессе возврата просроченной задолженности», – говорит Артем Кадников.

Третий блок поправок регулирует деятельность юрлиц по раскрытию информации о своей деятельности. В частности, предлагается, что в реестре буду публиковать информацию не только о должниках, но и о деятельности юрлиц – например, там появятся сведения о продаже предприятия, обеспечительном характере собственности и т. д. Эти изменения должны защитить участников процесса банкротства, прямо на него не влияющих. Более полное и детальное раскрытие информации позволит потенциальным кредиторам и контрагентам оценить свои риски и принять верное решение.

Нерешенные вопросы банкротства

Проблемы в признании граждан несостоятельными остаются. Юлия Литовцева, партнёр «Пепеляев Групп», отмечает, что недопущение отказа в применении банкротных процедур в отношении граждан – это лишь часть решения проблемы, причём, по сути, этот вопрос уже был решен на уровне ВС. «Главное – определить источники финансирования процедур. А это достаточно сложный вопрос, который, возможно, потребует вложений со стороны государства», – замечает Литовцева.

Совершенно очевидно, что законодательство о банкротстве граждан не работает в должной мере. Число завершенных и рассматриваемых в настоящее время дел в десятки тысяч раз меньше числа граждан, соответствующих признакам банкротства. Это связано и с высокой стоимостью, и со сложностью процедуры вхождения в банкротство и осуществления процедур. А в конечном итоге все сводится к проблеме финансирования, которая остается самой болезненной и трудно решаемой.

Юлия Литовцева, партнер «Пепеляев Групп»

Рустем Мифтахутдинов выделяет и другой аспект проблемы – небольшое вознаграждение арбитражных управляющих. «Главной причиной непопулярности потребительского банкротства явилась дороговизна процедуры для гражданина, с одной стороны, и неготовность арбитражных управляющих работать за скудное финансирование – с другой. То есть для гражданина-банкрота 100 000 руб. – много (средняя стоимость расходов – ред.), а для арбитражного управляющего 50 000 руб. – это мало», – объясняет он проблему.

Найденный законодателем компромисс – возможность проведения процедуры без управляющего, если таковой не найдется в разумный срок порождает новую проблему, отмечает Мифтахутдинов: возможность взаимодействия гражданина-непрофессионала с судом. Применение такой компромиссной нормы может потребовать создания обучающих центров, как за рубежом, где граждан бы обучали подаче заявления и попутно финансовой грамотности, считает эксперт: «Инициаторами создания подобных курсов могли бы стать кредитные учреждения, а обучать могли бы, например, студенты юридических вузов в рамках «юридических клиник».

Кроме того, пока из развивающегося законодательства выпадают целые блоки вопросов. Один из них – банкротство супругов. «Это очень большая тема, и тех намёков, которые на сегодня есть в законодательстве, явно недостаточно», – признает Олег Зайцев.

Радик Лотфуллин, советник Saveliev, Batanov & Partners, выделяет другую проблему, связанную с процедурой банкротства граждан, – соотношение уголовно-процессуального, уголовно-исполнительного законодательств с банкротным законодательством. На эту проблему уже обратил внимание судья Александр Кокотов в особом мнении к определению Конституционного суда РФ № 578-О от 13.03.2018, напоминает Лотфуллин.

«На практике возникают следующие вопросы о порядке исполнения наказания в виде взыскания уголовного штрафа при банкротстве гражданина:

– Приостанавливается ли исполнительное производство по взысканию уголовного штрафа при признании гражданина банкротом?

– Может ли гражданин-банкрот по завершении процедуры реализации имущества гражданина быть освобожден от исполнения требования по уплате уголовного штрафа?»
– Радик Лотфуллин, советник Saveliev, Batanov & Partners.

Татьяна Манакова считает, что с точки зрения развития законодательства о банкротстве гражданина надо лучше регламентировать последствия, возникающие в случае, если после признания гражданина банкротом и освобождения его от долгов обязательства перед кредиторами исполняют залогодатели или поручители. У них по общему правилу возникает право требования к должнику – в то время как одним из последствий завершения процедуры банкротства гражданина является освобождение от дальнейших требований кредиторов, обращает внимание Манакова.

702800 число потенциальных банкротов в России — заемщиков с долгом более 500000 руб. и просрочкой по кредиту от 90 дней

Тем не менее слишком много изменений тоже не на пользу банкротному законодательству, уверена Юлия Литовцева. «Законодательство о банкротстве граждан постигла общая участь российского законотворчества: сиюминутное бессистемное и непрерывное внесение мелких изменений. Многие из них выглядят очень сомнительно – например, законопроект о подаче заявлений о банкротстве граждан через МФЦ. При этом до настоящего времени не принят действительно нужный закон об упрощении процедуры банкротства граждан», – подчеркивает она.

Банкротство граждан становится популярнее

40 банкротов на 100000 человек приходится в России на сегодняшний день по данным «Федресурса»

Несмотря на пробелы в законодательстве, процедура банкротства граждан неуклонно набирает обороты. С каждым годом число исков о несостоятельности физлиц растет, сейчас их число превысило заявления о банкротстве компаний. Как ранее сообщало «Право.ru», в 1 квартале 2017 года арбитражи зарегистрировали 7966 таких исков, а в первые три месяца 2018 года – уже 11 131, рост составил 28,5%. Причём разрыв между числом исков увеличивается. В ряде регионов рост числа исков о банкротстве граждан, по сравнению с прошлым годом, превышает 80%. Лидерами по числу банкротств в 1 квартале 2018 года стали Москва, где несостоятельными признаны 757 человек (+81% к 1 кварталу 2017 года), Московская область – 552 банкрота (+51%), Башкортостан – 431 человек (+119%), Санкт-Петербург – 440 человек (+50%) и Краснодарский край – 310 человек (+56%).

Подобный взрыв популярности банкротных процедур среди россиян эксперты объясняли переменами технологии ведения процедур – теперь этим занимаются «хорошо организованные фабрики с разделением труда и экономией издержек, а не «мастерские по индивидуальному пошиву», как было в 2015 году и ранее», замечал Эдуард Олевинский, руководитель правового бюро «Олевинский, Буюкян и партнеры».

При этом число потенциальных банкротов в процентах к количеству заемщиков с открытыми счетами снизилось с 1,5% в октябре 2015 года до 1,3% на 1 марта 2018 года (по данным ОКБ), и эта тенденция, вероятно, сохранится в 2018 году. Эксперты связывают такой тренд с оживлением рынка розничного кредитования и ростом числа количества новых заемщиков.

  • Банкротство

Актуальные проблемы юридической науки и практики

Игбаева Г.Р.

ОСОБЕННОСТИ БАНКРОТСТВА ФИЗИЧЕСКИХ ЛИц

цель: Определить особенности банкротства физических лиц по законодательству России. Методология: Использовались частно-научные методы познания: формально-юридический, сравнительно-правовой, исторический, системного анализа и другие.

Результаты: Определены отличительные черты института банкротства физических лиц в России, основные преимущества новаций для заемщиков и кредиторов.

Новизна/оригинальность/ценность: В работе приводится краткая историческая справка развития института банкротства физических лиц в России, определяются его ключевые отличия от банкротства юридических лиц и процедуры взыскания долгов по исполнительному производству.

Ключевые слова: банкротство физических лиц, требования, кредиторы, нормы, долг, гражданин, неплатежеспособность, реструктуризация долга, должник, кредитор.

Igbaeva G.R.

THE DIFFERENCE FEATURES OF INDIVIDUALS BANKRUPTCY

Долгое время процедуры банкротства распространялись только на юридических лиц и индивидуальных предпринимателей. Банкротство физических лиц в России стало возможным с 1 октября 2015 года, когда вступили в силу изменения, внесенные Федеральным законом № 154-ФЗ от 29.06.2015 в Федеральный закон от 26.10.2002 № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)», регулирующие порядок осуществления процедур банкротства в отношении граждан. Необходимость введения данного института в российскую правовую систему обусловлена разного рода причинами и задачами, одна из них — растущая сумма долгов россиян в неблагоприятных экономических условиях. Так, по данным Объединенного кредитного бюро, объем просроченной задолженности по кредитам к концу 2015 года составил 1,15 трлн рублей, увеличившись за год на 48 %. Доля просроченных кредитов (количество просроченных займов в их общем количестве) выросла в 2015 году на 1,15 процентного пункта — до 16,81 %. При этом большая часть «плохих» долгов просрочена более чем на 90 дней: доля таких кредитов составила на конец декабря прошлого года 12,5 % .

Банкротство физических лиц имеет богатую историю. Уже в XI веке Русская Правда включа-

ла правила, по которым должник продавался в долговое рабство . Правила распределения имущества между кредиторами и иные нормы о несостоятельности встречаются в Псковской судной грамоте и Судебниках 1497 и 1550 годов, Соборном уложении 1649 года. В 1800 году был принят Устав о банкротах, регулирующий и разделяющий банкротство купцов и банкротство дворян. По своей сути, это был первый нормативный акт, разделяющий нормы о банкротстве применительно к предпринимательской деятельности и нормы о несостоятельности, не связанной с торговлей .

В период НЭПа было введено понятие несостоятельности, однако отсутствовал механизм его практического применения. К 1928 году в результате массовой коллективизации нормы о несостоятельности утратили практическое значение, и за время существования Советского Союза нормы о банкротстве больше не применялись. В июне 1992 года Президентом РФ был принят Указ «О мерах по поддержке и оздоровлению несостоятельных государственных предприятий (банкротов) и применения к ним специальных процедур» , а уже в ноябре 1992 года был принят Закон РФ «О несостоятельности (банкротстве) предприятий» . Закон имел лишь общие черты

> 1(20)2016 <

и с бурным развитием экономики в скором времени потребовал дополнений и изменений.

Спустя две недели после вступления в силу новелл о банкротстве физических лиц Пленум ВС РФ в Постановлении от 13 октября 2015 г. № 45 свел воедино возможные проблемы, с которыми при рассмотрении названной категории дел могут столкнуться арбитражные суды.

Как и при банкротстве юридических лиц, основанием для признания гражданина банкротом являются его неплатежеспособность и неоплатность его долга. Как отмечают Г.Ш. Чернова, Г.Р. Игбаева, Е.В. Пономарева, законодатель вполне логично отказался от неоплатности в пользу неплатежеспособности, ибо неоплатность означает превышение задолженности гражданина над стоимостью его имущества .

В отличие от юридических лиц банкротство физических лиц имеет определенные особенности, например, другая сумма долга. Новеллы устанавливают, что гражданин может быть признан банкротом при наличии следующих условий:

1) сумма долгов превышает 500 000 рублей.

2) невыполнение требований кредиторов в течение трех месяцев.

Закон предусматривает обязанность гражданина обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании его банкротом в случае, если удовлетворение требований одного кредитора или нескольких кредиторов приводит к невозможности исполнения гражданином денежных обязательств и (или) обязанности по уплате обязательных платежей в полном объеме перед другими кредиторами, и размер таких обязательств и обязанности в совокупности составляет не менее чем пятьсот тысяч рублей, не позднее тридцати рабочих дней со дня, когда он узнал или должен был узнать об этом.

Также гражданин вправе подать в арбитражный суд заявление о признании его банкротом в случае предвидения банкротства при наличии обстоятельств, очевидно свидетельствующих о том, что он не в состоянии исполнить денежные обязательства и (или) обязанность по уплате обязательных платежей в установленный срок, при этом гражданин отвечает признакам неплатежеспособности и (или) признакам недостаточности имущества.

Законодательное закрепление, с одной стороны, возможности подать в суд заявление о банкротстве физического лица только в случае, когда объем денежных требований к нему превышает 500 тыс. руб., и, с другой — права сделать это вне зависимости от размера предъявленных к физи-

ческому лицу требований, когда очевидно, что исполнить их он не сможет, представляется одним из противоречий новелл.

Представляется, что для отдельных категорий физических лиц банкротство станет удобным механизмом избавления от долгов, а для других -дорогой и ненужной процедурой, которую можно заменить существующей альтернативой в виде исполнительного производства.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Основным преимуществом для должника является возможность легального ухода от долгов. Уход от долгов был невозможен в силу Федерального закона от 02.10.2007 № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» , о чем должники знали, заключая мнимые сделки с целью избежать обращения взыскания на свое имущество. При отсутствии имущества должника ст. 46 ФЗ «Об исполнительном производстве» предусматривает возможность окончить исполнительное производство с возвращением исполнительного документа взыскателю. Однако оконченное исполнительное производство не препятствует повторному предъявлению исполнительного документа для исполнения. Новеллы позволили должникам получить финансовую амнистию.

С помощью банкротства гражданин может «скинуть» с себя непосильные для него долги. Очевидно, что такой возможностью смогут воспользоваться преимущественно платежеспособные граждане, которым есть чем платить по счетам, но не хочется этого делать. В этой связи новеллы содержат норму о рассрочке по выплате долга до трех лет, если заемщик имеет стабильный источник заработка (дохода). В Постановлении Пленума ВС РФ № 45 четко прослеживается линия о недопустимости злоупотребления правом таким должником и необходимости действовать гражданину добросовестно.

Необходимо обратить внимание, что при обращении с заявлением о признании гражданина банкротом отсутствует необходимость предварительного опубликования заявителем (в том числе кредитной организацией) уведомления о намерении подать такое заявление.

Банкротство в отношении граждан имеет также ряд процедурных особенностей. Законодатель предусмотрел введение двух новых реабилитационных процедур:

— реструктуризация долгов гражданина в целях восстановления его платежеспособности и погашения задолженности перед кредиторами в соответствии с планом реструктуризации долгов;

— реализация имущества гражданина, применяемая к признанному банкротом гражданину в

евразийская

1 (20) 2016

адвокатура

целях соразмерного удовлетворения требований кредиторов.

Процедурой реализации имущества занимается финансовый управляющий, деятельность которого возмездна. Минимальная оплата составляет десять тысяч рублей, в дальнейшем финансовый управляющий получает на свой счет по два процента от реализованного имущества. По оценкам юристов, покрытие всех издержек истца от начала процесса банкротства до его завершения может составить от 100 тыс. до 300 тыс. руб. При наличии долга перед кредиторами, к примеру, в 300-500 тыс. руб. физическому лицу нецелесообразно затевать судебный процесс о признании себя несостоятельным, это не только не вернет деньги в счет погашения долга путем взыскания имущества, но еще и заставит потратиться на судебные издержки. Уже имеется практика отказа предоставления услуг финансового управляющего по делам о банкротстве физических лиц ввиду низкой коммерческой привлекательности этого вида банкротства. Имеются и иные пробелы реализации норм о банкротстве физических лиц .

Поправки в закон о банкротстве физических лиц представляются сбалансированными, поскольку защищают права как заемщика, так и кредитора. Они содержат положения, которые позволяют добросовестным должникам в случае недостаточности имущества реструктуризировать свою задолженность в рамках принятых процедур, а также положения, позволяющие кредиторам взыскать задолженность с недобросовестных должников.

Для кредиторов нововведения дают возможность применения ряда специфических механизмов формирования конкурсной массы, которые не свойственны исполнительному производству: возможность оспорить сделки должника по отчуждению имущества, заявить о разделе имущества супругов, контролировать ход торгов по реализации имущества должника, признать не-возвращенную задолженность безнадежной к взысканию.

Несмотря на имеющиеся в принятом законе проблемы (сложный механизм реализации поправок для должника, дороговизна, длительность данной процедуры и возможность мошеннических действий различных организации), следует отметить, что изменения в законе оказались востребованными для не являющихся индивидуальными предпринимателями физических лиц.

Пристатейный библиографический список

1. Игбаева Г.Р. Пробелы реализации норм о банкротстве физических лиц // Евразийский юридический журнал. 2015. № 11 (90). С. 125-127.

3. Платонов С. Ф. Учебник русской истории. СПб., 2001.

4. Собрание законодательства РФ. 2007. № 41. Ст. 4849.

5. Указ Президента РФ от 14.06.1992 № 623 «О мерах по поддержке и оздоровлению несостоятельных государственных предприятий (банкротов) и применении к ним специальных процедур» // Ведомости СНД и ВС РФ. 1992. № 25. Ст. 1419.

6. Бюллетень Верховного Суда РФ. 2015. № 12.

8. http://money.irktorgnews.ru/pro-Hchnye-dengi/za-2015-god-prosrochka-rossiian-po-kreditam-prevysila-1-trln-rublei.

References (transliterated)

3. Platonov S. F. Uchebnik russkoj istorii. SPb., 2001.

4. Sobranie zakonodatel’stva RF. 2007. № 41. St. 4849.

6. Bjulleten’ Verhovnogo Suda RF. 2015. № 12.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Наверх