Куперс

Бухучет и анализ

Комитет госдумы по бюджету и налогам

Заключение Комитета Государственной Думы Федерального Собрания РФ по бюджету и налогам
на проект федерального закона N 121965-6 «Об образовании в Российской Федерации»

Досье на проект федерального закона

Комитет по бюджету и налогам рассмотрел проект федерального закона N 121965-6 «Об образовании в Российской Федерации», внесенный Правительством Российской Федерации, и в части вопросов, относящихся к его компетенции, отмечает следующее.

Проект федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» является основополагающим нормативным правовым актом в сфере образования и направлен на создание правовых условий для обновления и развития российской системы образования в современных условиях.

Согласно финансово-экономическому обоснованию к законопроекту его реализация потребует дополнительных расходов в 2013 году (в ценах 2011 года) из федерального бюджета в сумме 16,1 млрд. рублей и бюджетов субъектов Российской Федерации — в сумме 405,1 млрд. рублей.

Необходимость такого финансового обеспечения обусловлена следующими положениями законопроекта:

— передачей полномочий по обеспечению государственных гарантий на получение общедоступного и бесплатного дошкольного образования с уровня местных бюджетов на уровень субъектов Российской Федерации и обеспечением бесплатным дошкольным образованием в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами (увеличение расходов бюджетов субъектов на 157, 9 млрд. рублей при сокращении расходов местных бюджетов на 112,36 млрд. рублей);

— увеличением заработной платы педагогических работников в соответствии с решениями Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления (увеличение расходов федерального бюджета на 26,9 млрд. рублей и бюджетов субъектов Российской Федерации — на 247,2 млрд. рублей);

— увеличением стипендиального обеспечения обучающихся за счет федерального бюджета (планируется для определении стипендиального фонда использовать норматив с 1 сентября 2013 года в размере не менее одной пятой минимального размера оплаты труда — для обучающихся по образовательным программам среднего профессионального образования и в размере не менее 40% минимального размера оплаты труда — для обучающихся по образовательным программам высшего образования, что потребует увеличения расходов федерального бюджета на 4,4 млрд. рублей);

— изменением численности студентов обучающихся по образовательным программам высшего образования за счет федерального бюджета (установление общей минимальной численности студентов, обучающихся в вузах за счет средств федерального бюджета, в количестве 800 человек на 10 тысяч человек населения в возрасте от 17 до 30 лет вместо действующего норматива в количестве 170 студентов на 10 тысяч человек населения, что приведет к сокращению расходов федерального бюджета на 15,6 млрд. рублей);

— обучением на подготовительных отделениях образовательных организаций высшего образования за счет средств федерального бюджета (установление перечня категорий граждан, имеющих право обучения на подготовительных курсах образовательных организаций высшего образования за счет средств федерального бюджета в связи с отменой льгот по приему вне конкурса, что приведет к увеличению расходов федерального бюджета на 0,4 млрд. рублей).

Проект федерального закона «О федеральном бюджете на 2013 год и на плановый период 2014 и 2015 годов» сформирован в соответствии с задачами, поставленными в Бюджетном послании и Указе Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года N 597 «О мероприятиях по реализации государственной социальной политики», и обеспечивает приоритетность и восходящую динамику расходов на образование, в том числе увеличение заработной платы педагогических работников, преподавателей образовательных учреждений и совершенствование стипендиального обеспечения учащейся молодежи.

В целом реализация положений законопроекта в части финансирования из федерального бюджета может быть осуществлена в рамках тех средств, которые предусматриваются в проекте федерального закона «О федеральном бюджете на 2013 год и плановый период 2014 и 2015 годов».

Законопроектом предусматривается вступление в силу федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» с 1 января 2013 года.

В связи с этим нарушаются положения Бюджетного кодекса Российской Федерации, касающиеся бюджетного процесса, так как бюджеты бюджетной системы Российской Федерации на 2013 год и плановый период 2014 и 2015 годов сформированы и представлены в законодательные (представительные) органы.

Бюджеты субъектов Российской Федерации на 2013 год сформированы без учета передачи полномочий по обеспечению государственных гарантий на получение общедоступного и бесплатного дошкольного образования с уровня местных бюджетов на уровень субъектов Российской Федерации и обеспечения бесплатным дошкольным образованием в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами. При этом в бюджетах субъектов Российской Федерации уже определены дотации и нормативы отчислений от налогов на три года в местные бюджеты для обеспечения установленных законодательством Российской Федерации расходных полномочий.

В представленных с законопроектом материалах не содержатся расчеты и обоснования по финансовому обеспечению передаваемых на уровень субъектов Российской Федерации полномочий. Также в проекте федерального закона «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации» не содержится норма, предусматривающая в соответствии с пунктом первым статьи 83 Бюджетного кодекса Российской Федерации источники и порядок исполнения новых видов расходных обязательств, в том числе в случае необходимости порядок передачи финансовых ресурсов на новые виды расходных обязательств в соответствующие бюджеты бюджетной системы Российской Федерации.

В связи с этим срок вступления в силу проекта федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» нуждается в уточнении.

С учетом изложенного, Комитет Государственной Думы по бюджету и налогам поддерживает концепцию проекта федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» и рекомендует Государственной Думе указанный законопроект принять в первом чтении.

Председатель комитета Государственной Думы РФ по бюджету и налогам, депутат от Рязанской области Андрей Макаров выступил против предложения депутатов КПРФ обеспечить всех россиян бесплатными масками а счет федерального бюджета, сообщает «Парламентская газета».

По информации издания, на пленарном заседании 21 мая депутаты от фракции КПРФ предложили поправку, согласно которой, государство, обязавшее граждан носили маски, должно эти маски предоставить бесплатно. Большинством голосов было принято решение поправку отклонить. При этом Андрей Макаров назвал предложение коллег «пиаром».

– Дело в том, что закон не может из себя представлять первомайский лозунг, – цитирует издание Андрея Макарова. – Когда все люди ходили на Первомай, был такой лозунг: Мир, Труд, Май. Ничего лучше придумать нельзя, потому что ясно, что мир лучше, чем война, труд лучше, чем безработица, а май лучше, чем октябрь. Но здесь речь идет о законе. И когда возникает любое законодательное предложение, его надо не только просчитать, а понять: это предложение в принципе реализуемо или нет. И тогда возникает следующий вопрос: мы должны эти маски предоставить всем или не всем? Население страны – 146 миллионов. Мы каждого поименно пропишем в законе о бюджете? А можно узнать, сколько масок надо выделить человеку? Как мы эти маски человеку отдадим? Одинаковое число масок нужно тем, кто сидит дома на самоизоляции и тем, кто сейчас ходит на работу? Может, они в разной степени нуждаются в этих масках? И наконец, я думаю, что семья Абрамовича может позволить себе маски купить сама. А кто-то действительно нуждается. Кому-то это необходимо. Значит, мы должны в первую очередь определить, на кого должна быть направлена эта норма.

По словам парламентария, сегодня многие регионы выдают нуждающимся гражданам деньги на приобретение масок. Потому что они знают, кто нуждается, кому эта помощь, даже несколько сотен, тысяча рублей важны.

– В чем здесь обязанность федерального центра? – продолжил Андрей Макаров. – У регионов сложная ситуация, многим из них действительно не хватает доходов. Значит, наверное, надо помочь регионам с деньгами, чтобы они имели возможность направить их, в том числе, и на эти цели.

Также Андрей Макаров сказал, что необходимо дать предприятиям возможность обеспечить средствами защиты своих сотрудников, которые в условиях пандемии продолжают работать. Авторы поправок от КПРФ прекрасно знают, что это уже сделали, когда приняли закон об освобождении от налогообложения средств, которые предприятия затрачивают на маски и другие средства защиты. То есть государство участвует в решении этой задачи адресно.

– Что касается слов о бесчеловечности пиара на страхах людей из-за коронавируса, а люди действительно в очень сложном психологическом состоянии находятся, я по-прежнему считаю, что это бесчеловечно. И, добавлю – это еще и неприлично, – заключил Андрей Макаров.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Наверх