Куперс

Бухучет и анализ

Концептуальные основы

Школа науки управления использует количественные методики, такие как построение моделей и исследование операций, чтобы помочь в принятии решений и повысить эффективность. Ее влияние растет, поскольку она рассматривается как дополнение к существующей и широко применяемой концептуальной основе процессного, системного и ситуационного подходов.  
Мы определили пауку управления как самостоятельную школу управленческой мысли. Однако, общепринято считать количественные методы — вспомогательным средством управления, — в особенности в таких областях, как принятие решений, — а не завершенной концептуальной основой. Такая точка зрения, как представляется, соответствует современным воззрениям теоретического и прикладного характера.  
Одну из составляющих концептуальной основы контроля над персоналом мы бы назвали тотальной вовлеченностью . Понятие это охватывает целый ряд установлений, подтверждающих колоссальную престижность процесса Труда в глазах работников. Здесь отчетливо видна связь с влиянием тех форм социальной регуляции — религиозно-философских систем,— которые издревле рассматривали труд как наивысшую добродетель.  
Второй составляющей концептуальной основы контроля над персоналом допустимо считать доверие . Данным понятием описывается твердая убежденность работников в том, что любой их вклад в успехи компании, любые жертвы, принесенные во имя ее процветания,-.рано или поздно, в той или иной форме получат воздаяние.  
Третья составляющая концептуальной основы контроля над персоналом.— эмоциональная близость . Этот термин, как нам кажется, достаточно точно отражает суть заявлений ряда теоретиков и практиков японского менеджмента относительно искоренения без остатка должностных и личностных перегородок внутри трудового коллектива с целью предохранить его от пагубных последствий стрессовых, конфликтных ситуаций и консолидировать атмосферу всеобщей и индивидуальной причастности к большим и малым делам компании.  
Но серьезность происходящего не. стоит недооценивать, хотя и сомнительно, что намечающиеся тенденции приведут в обозримом будущем к подрыву концептуальной основы и опирающейся на нее практики управления персоналом, которые прекрасно адаптированы к социально-культурным особенностям страны, к профилирующим чертам национального характера японцев. —  
Наши утверждения в значительной степени носят теоретический характер, т. е. в них используются обобщения и выводы по данным проблемам. Наряду с концептуальной основой анализа в работе содержатся и некоторые предложения. Не исключено, что наши взгляды на проблемы являются отличными от других исследователей. Авторы не претендуют на истину в последней инстанции.  
Обобщая вышеизложенные плюсы и недостатки этапов чековой и денежной приватизации и критически их оценивания, следует подчеркнуть, что их можно свести к концептуальной основе предстоящего нового этапа российской приватизации 1) приватизация осуществляется в качестве важнейшего средства выведения российской экономики на путь устойчивого развития прежде всего за счет ее внутренних источников и средств 2) приватизация проводится в русле формирования российского варианта смешанной экономики с рациональным сочетанием всех форм и видов собственности и с государственно-частной организацией хозяйствования. Воспроизводство отношений собственности осуществляется с помощью смешанного хозяйственного механизма, основными взаимосвязанными блоками которого являются госрегулирование и рыночный механизм самоорганизации 3) процессы приватизации и деприватизации, национализация и денационализация — постоян-  
Описанный подход в области теории и практики управления финансами, исповедуемый представителями англо-американской школы, безусловно, доминирует в мире, однако в некоторых экономически развитых странах можно видеть и другие подходы. В частности, в Германии проблемы управления финансами предприятия, по сути, разделены на два направления концептуальные основы теории финансов, включая логику принятия решений финансового характера, имеющих стратегическую направленность, рассматриваются в курсе дисциплины Финансирование и инвестиции , а вопросы тактического и оперативного управления финансами — в курсе Контроллинг , который, по сути, включает в себя многие разделы из курсов Финансовый менеджмент и Управленческий учет в их англо-американской трактовке.  
КОНЦЕПТУАЛЬНЫЕ ОСНОВЫ ФИНАНСОВОГО МЕНЕДЖМЕНТА СУЩНОСТЬ И СОДЕРЖАНИЕ  
На макроуровне основные задачи управления финансами сводятся к управлению государственным и муниципальными бюджетами и кредитами, монетарной и фискальной политикой. В значительной степени логика и принципы управления финансами на макроуровне определяют и базовые параметры и ограничения в управлении финансами предпринимательского сектора, т. е. хозяйствующих субъектов. Вместе с тем, любое предприятие представляет собой некоторую систему, управление финансами в которой осуществляется по определенным, поддающимся стандартизации правилам, которые можно обобщенно квалифицировать как концептуальные основы системы управления финансами хозяйствующего субъекта. Безусловно, хозяйствующие субъекты существенно различаются по многим параметрам вид деятельности, размеры предприятия, структура активов, финансовая структура и др., что естественным образом накладывает отпечаток на систему управления финансами в каждом конкретном предприятии, однако логика ее функционирования остается инвариантной.  
Глава 2. Концептуальные основы финансового менеджмента 45  
В наиболее общем виде концептуальные основы ( F) формулируются как модель, состоящая из восьми взаимоувязанных элементов  
Дайте определение следующим ключевым понятиям концептуальные основы финансового менеджмента, фундаментальные концепции финансового менеджмента, поставщики капитала, финансовые процессы, финансовые механизмы, финансовые рынки, финансовые институты, финансовые инструменты, процентная ставка, дисконтирование, наращение, аннуитет, риск.  
Следует признать, что в России за последние годы проделана весьма существенная работа в области гармонизации бухгалтерского учета и приближения его к международным учетным стандартам. Традиционно эта область деятельности в нашей стране считалась весьма консервативной, замкнутой в себе, отдаленной от международной учетной практики. Последние изменения привели к тому, что по основным параметрам, определяющим концептуальные основы учета, наша система, без сомнения, соответствует требованиям международных учетных стандартов.  
Концептуальные основы финансового менеджмента — совокупность теоретических построений, определяющих логику, структуру и принцип функционирования системы управления финансовой деятельности предприятия в контексте окружающей политико-экономической среды.  
В экономически развитых странах, исповедующих англо-американскую модель бухгалтерского учета, финансовая отчетность рассматривается как краеугольный камень в концептуальных основах учета, логика построения которых в наиболее общем виде может быть представлена следующим образом (рис. 4.1).  
В соответствии с упомянутыми выше документами, описывающими концептуальные основы бухгалтерского учета, качественные характеристики информации, циркулирующей в учете и отчетности, представлены в виде определенной иерархической структуры (рис. 4.2). Все представленные на схеме характеристики легко интерпретируются, поэтому мы не будем вдаваться в пространный комментарий по этому поводу.  
Таким образом, даже краткий обзор состояния дел в построении теоретических концепций бухгалтерского учета, исповедуемых в экономически развитых странах, показывает, что финансовая отчетность, представляя собой результат работы бухгалтера в очередном отчетном периоде, с позиции теории является по сути основным элементом системы учета, в значительной степени определяющим не только процедурные аспекты этой системы, но и, что гораздо более важно, ее концептуальные основы. Не случайно в последние годы в нашей стране ведущими специалистами Минфина РФ, представителями науки и практики была проделана огромная работа по систематизации методологии бухгалтер-  
Материалы, тщательно отобранные и обработанные В. А. Прон-никовым и И. Д. Ладановым, позволяют выявить концептуальную основу контроля над персоналом в Японии, которую подкрепляет, всегдашняя готовность индивида к неукоснительному выполнению обязательств перед старшими, младшими, равными по положению и особенно перед коллективом и все составляющие которой с боль-  
Концептуальная основа второй — идея концентрации усилий тарифной политики исключительно на перспективных направлениях при одновременном открытии внутреннего рынка (соответственно ослабление протекционистской защиты) в секторах неперспективных производств. В пользу такой стратегии свидетельствует и мировая практика тарифной защиты национальных производителей разными странами. Именно такую стратегию широко практикуют промышленно развитые страны традиционно рыночной ориентации, для которых характерна значительная дифференциация тарифной защиты национальных производителей в зависимости от стратегических приоритетов развития экономик. В России же степень такой дифференциации ныне на порядок ниже. Российская тарифная система пока сориентирована не столько на протекционистские, сколько на фискальные функции, т. е. на увеличение доходов госбюджета при низкой дисциплине уплаты внутренних налогов импортные пошлины суть одна из наиболее надежных источников пополнения госказны. Политика же фронтального и в одностороннем порядке снижения Россией импортных ставок не только резко контрастировала бы с практикой ведущих держав в мировой торговле, но и нанесла бы серьезный ущерб российским производителям.  
Документы, регламентирующие составление бухгалтерской отчетности. В условиях рыночной экономики отчетность коммерческих организаций в ряде стран регулируется на принципиально иной основе — не государством, а общественными профессиональными организациями. При этом нет жесткой регламентации структуры бухгалтерской отчетности, правил ее заполнения, сроков представления и т. п. Профессиональные организации устанавливают лишь концептуальные основы учета и отчетности. Практика ведения бухгалтерского учета, в том числе и составления отчетности, регулируется законодательством и/или так называемыми общепринятыми учетными принципами (ГААП), которые, в известном смысле, являются аналогом регулятивов по бухгалтерскому учету, выпускаемых в России Министерством финансов1. Одно из принципиальных различий между, например, американским ГААП и отечественными инструктивными материалами состоит в том, что документы ГААП носят исключительно рекомендательный характер.  
Как известно, наука представляет собой сферу человеческой деятельности, предназначение которой состоит в выработке и теоретической систематизации объективных знаний о действительности. Концептуальные основы любого самостоятельного научного направления в наиболее концентрированном виде могут быть выражены путем формулирования и идентификации ее предмета и метода. Именно эти понятия можно рассматривать в качестве основных идентификационных признаков конкретной науки, отграничивающих ее от других научных направлений. Предмет науки представляет собой то, что изучается в рамках данной науки метод — как, с помощью какого инструментария, познается этот предмет. Общек тенденцией последних десятилетий в развитии науки стало появление новых научных направлений и их взаимопроникновение. Это приводит к тому, что нередко идентификация предмета и метода конкретной науки затруднены в частности, нельзя с полной уверенностью утверждать, являет я тот или иной метод присущим именно этому и только этому научному направлению.  
В наиболее общем виде взаимосвязь и взаиморазвитие основных категорий, определяющих концептуальные основы бухгалтерского учета, можно представить следующей схемой (рис. 5.2).  

Концептуальная основа — Conceptual framework

Для этой концепции в эстетике и художественной критике, см концептуальных рамок . Для этой концепции в вычислениях, см концептуальную схему . Для этой концепции в философии, см Paradigm .

Концептуальная основа представляет собой аналитический инструмент с несколькими вариантами и контекстами. Он может применяться в различных категориях работ , где общая картина необходима. Он используется , чтобы сделать концептуальные различия и организовывать идеи. Сильные концептуальные основы захватить что — то реальное и сделать это таким образом , что легко запомнить и применять.

Исайя Берлин использовал метафору с «лисой» и «ежи» , чтобы сделать концептуальные различия в том , как важные философы и авторы рассматривают мир. Берлин описывает ежи , как те , кто использует одну идею или организующий принцип смотреть на мире (например, Данте Алигьери , Блез Паскаля , Ф. М. Достоевского , Платон , Ибсен и Георг Вильгельм Фридрих Гегель ). Лисы, с другой стороны, включать в себя тип плюрализма и смотреть на мир через многочисленные, иногда противоречащие друг другу, линзы (примеры включают Иоганн Вольфганг фон Гете , Джеймс Джойс , Уильям Шекспир , Аристотель , Геродот , Мольера и Бальзака ).

Экономисты используют концептуальные рамки » предложения » и » спрос » , чтобы различать поведение и систему стимулирования фирм и потребителей. Как и многие другие концептуальные рамки, спроса и предложения могут быть представлены с помощью визуальных или графических представлений (см кривую спроса ). И политическая наука и экономика использовать теорию основного агента в качестве концептуальной основы. Дихотомии политика введения являются давними концептуальными рамками используются в государственном управлении . Все тремя из этих случаев являются примерами концептуальных рамок макроуровня.

Концептуальные основы сущностно — ориентированного образования п

Концептуальные основы сущностно — ориентированного образования (психологический аспект).
При разработке концептуальных основ сущностно – ориентированного образования необходимо разобраться в целом комплексе основополагающих понятий. Это такие понятия как: образование, сущность, сущностно- ориентированное образование, основа, основа образования, основа сущностно- ориентированного образования, концепция, концепция образования, концепция сущностно — ориентированного образования.
Что же такое образование с точки зрения современной науки? По этому поводу существует очень широкий спектр мнений. Есть более трёхсот определений образования. От культурологического видения образования «как культурного процесса, осуществляющегося в культуросообразной образовательной среде все компоненты которой наполнены человеческими смыслами и служат человеку, свободно проявляющему свою индивидуальность, способность к культурному саморазвитию и самоопределению в мире культурных ценностей» (Е.В. Бондаревская). До аксиологических представлений на образование как социально — целостного комплекса взглядов, убеждений, идеалов, где человек выступает высшей ценностью (И.Б. Котова А.В. Петровский, Е.Н. Шиянов).
Нам наиболее близка трактовка из культурологического подхода согласно которому образование понимается, как история становления личностного образа человека. Такой взгляд на образование вступает в противоречие с традиционными трактовками образования как процесса вооружения учащихся знаниями, умениями и навыками.
Более широкий взгляд на образование, как становление человека, обретение им себя, своего индивидуального человеческого образа, перекликается с мыслью А.В.Луначарского: «Образованный человек – человек, в котором доминирует образ человеческий».
Сущность – это самое важное, главное в предмете, процессе или явлении. Это то без чего объект существовать не может. Кроме этого, в онтопсихологии понятие сущность употребляется как некая альтернатива, углубляющая представление о личности. Личность и сущность различаются.
Личность есть социальное в человеке, навязанное ему обществом с момента рождения. Сущность – центр человека, его высшее я, божественное в человеке, истинное я. Если личность можно определить и дать ей соответствующую характеристику извне, то сущность не имеет атрибутивных свойств. Это та часть человека, которая не может сравниваться извне. Сущность связана с уникальностью, неповторимостью жизни и судьбы каждого отдельного человека.
Сущностно — ориентированное образование – это образование, направленное на сущность человека. Существует альтернатива между образованием, ориентированным на профессионала и на личность. Противоречие заключается в акценте, но в политических и полемических баталиях одному типу образования отказывают в существовании, другой же яростно утверждается, как единственно правильный. Нам представляется, что данное противоречие может быть снято на более глубоком уровне представлений о человеке.
Человек, как профессионал, рассматривается во внешней плоскости. Человек, как личность, рассматривается во внутренней плоскости. Человек, как сущность, это не противостояние личности и сущности, а их интеграция. Это не «или-или», а «и-и»: и то и другое. Сущность предполагает осознание себя, обретение уникального неповторимого облика. Это качественно новый тип человека, человека с просветлённым сознанием, культурного, творческого, саморазвивающегося и нравственного.
Основы – понятие, означающее в методологии базовые категории и понятия, фундамент науки или отрасли знаний. Основы образования – исходные положения, на которых строится теория и практика образования. Основы сущностно — ориентированного образования – исходные положения, на которых строится теория и практика сущностно — ориентированного образования. Концепция даёт главные наиболее важные фундаментальные положения относительно какой – то области действительности. Концепция образования требует определения базовых, фундаментальных категорий педагогики, как науки об образовании. Концепция сущностно — ориентированного образования определяет фундаментальные категории определённого типа образования, ориентирующегося на сущность.
Концептуальные основы сущностно — ориентированного образования закладывают представления о типе образования на уровне методологии (подходы) и на уровне ряда наук о человеке (философия, педагогика, психология, культурология, антропология и других).
Поскольку декларируется совершенно иной тип образования, то необходим совершенно новый подход. В данном случае все имеющиеся подходы (аксиологический, синергетический, личностный, деятельностный, системный и т. п.) будут аспектами сущностно — ориентированного подхода.
Исходным понятием в сущностно — ориентированном подходе является понятие «сущность».
Что же такое сущность и каково её отличие от личности?
Обобщение представлений о личности, существующее в различных психологических теориях и школах (К.Г. Юнг, Г. Олпорт, Э. Кречмер, К. Левин, Ж. Нюттен, Дж. Гилфорд, Г. Айзенк, А. Маслоу и др.), даёт возможность сказать, что «личность человека – это социальное по своей природе, относительно устойчивое и прижизненно возникающее психологическое образование, представляющее собой систему мотивационно – потребностных отношений, опосредующих собой взаимодействия субъекта и объекта» (А.Б.Орлов).
Ещё К. Маркс считал сущностью человека «совокупность всех общественных отношений». На этом постулате базировалось представление о личности, как социальном качестве человека.
В марксизме через понятие личность характеризуются сущностные социальные отношения, усвоенные человеком социальные роли, нормы и ценностные ориентации. Таким образом, личность является атрибутивной характеристикой каждого человеческого субъекта, но не самим субъектом. Это понятие, характеризующее субъект и регулирующее его отношения с объективной действительностью. Личность – это система мотивационных отношений, которую имеет субъект. Мотивационные отношения – мельчайшая «клеточка» личности, целостный комплекс взаимосвязанных детерминант. В их число входят опредмеченная потребность, распредмеченный мотив, цель и смысл.
В истории человечества есть и другая линия, связанная с поиском своей сущности. Так, один из десяти самых выдающихся духовных учителей Индии Рамана Махарши разработал практику самоисследования, направленную на познание человеком своей подлинной сущности через освобождение от мыслей, влечений эго и привязанностей к окружающим предметам. Это внутреннее сосредоточение и очищение эго посредством поиска истинного субъекта и неустанного вопрошания кто я ?, самоосвобождение через различение себя и эго.
Освобождение – исследование природы своей самости, находящейся в оковах и осознание своей истинной сущности. Я (с маленькой буквы) – человеческий, сугубо личный, эгоистический аспект. Я (с большой буквы) — Божественная Личность, сущность Бога, истинное я. Сущность человека божественна. Она и есть истинное Я. В буддизме та же идея описывается в пути бодхисаттвы, у А. Маслоу в идее самоактуализации, в иудаистской Каббале в виде лестницы Иакова, в православном христианстве возводящая к небесам лестница Иоана Лествичника и т.п.
Сущность человека (подлинный субъект) – трансперсональная (внеличностная) реальность. Сущность (essense) восходит к латинскому essere («бытие»), близко к сущности в себе в онтопсихологии, самости в аналитической психологии. Сущность – психологическое понятие, выражающее самость саму по себе, непостижимую, ибо она превосходит возможности нашего постижения. Это бог в нас, начало и конец душевной жизни, альфа и омега, центр психики, сердце психики человека, высшее я, онтологическая реальность, бытие (я есмь), центр жизни, источник излучаемых энергий, внутреннее я, источник силы и мудрости.
Источником представлений о сущности являются крупнейшие религиозные системы прошлого (индуизм, христианство, буддизм, ислам), эзотерические системы, философские и психологические теории.
Практическая сторона представлений о сущности сохранилась в эзотерической составляющей религий (теопрактики), а также в практической психологии (практики, техники работы над собой).
К осознанию сущности ведёт процесс персонификации. Постигая свою сущность человек склонен принимать в себе не только свои персональные, но и свои теневые стороны и проявления. Он начинает видеть себя во всём, не отождествляет себя полностью ни с какой ролью или функцией. Я подлинное (сущность) минует сети ложных самоотождествлений.
Персонификация личности связана с кризисом её самоотождествления и осознанием того, что личность и сущность две различные психологические инстанции. Персонифицированная личность (лик человека) представляет собой гармоничные внутренние мотивации и бытийные ценности. Для неё характерны изменённые состояния сознания и пиковые переживания. Это полноценно функционирующая личность.
Персонификация – это стремление человека быть самим собой. Её результатами являются:
— увеличение зон актуализации;
— ослабление противостояния персоны и тени;
— усиление интегративности личностных структур;
— отказ от личностных фасадов (большее самопринятие человека);
— увеличение степени позитивности, эмпатичности, конгруэнтности, повышение общей аутентичности человека своей сущности.
К аутентичной личности, возникновению в человеке глубоко религиозного самосознания ведёт процесс индивидуации. Это процесс развития личности, возникающий под влиянием своей собственной самости (сущности). Приводит к глубоким связям с другими людьми, установлению во внутреннем мире стабильной связи между его личностью и самостью.
Основные её параметры:
— позитивная безоценочность;
— эмпатичность;
— конгруэнтность.
Глубокие, подлинные, сущностные отношения с другими людьми могут быть только при контакте с сущностью.
Современное образование основной упор делает на формирование личности (социализацию). Ребёнок в детстве отказывается от себя. Возникает псевдо-я, я без желаний. Вместо подлинной жизни Я общество навязывает новорождённому защитный механизм против смерти. Так появляются невротики, люди с расщеплённой психикой, расколотые внутри себя. А общество становится сборищем невротичных, самоутверждающихся за счёт других личностей.
В структуре личности различают персону, тень и лик. Персона – зона психологических защит (маска; цель – впечатление, скрывать истинную природу). Тень – зоны психологических проблем (личное бессознательное; вытеснены, удерживаются ниже порога сознания неприятные качества, которые мы склонны скрывать). Лик – зоны психологических актуализаций.
Личность – тюремщик сущности. Обман становится ясным в пограничной ситуации. И тогда может появиться «души сверкающий алмаз». Личность должна помогать сущности адекватно функционировать в социальном контексте. Сущность – моё. Личность — не моё и может быть изменено. Личность должна стать средством, инструментом сущности, его слугой, должна стать пассивной в отношении к сущности. Тогда возникает постоянное интегрированное Я. Всё сознание должно быть трансформировано. Методом является активизация борьбы между сущностью и личностью. Возникает симбиоз между ликом и сущностью. Из собственной искажённой действительности человек попадает в Реальность, в которой царит гармония, освобождение от персоны и тени, опрощение в лик, исчезновение объектной и субъектной границы.
На объектном полюсе мы имеем целостное сознание, интегрированное мироощущение. На субъектном – совесть, как целостное интегрированное самоощущение.
Таким образом, вместо личности с её стремлением на арену столкновения добра и зла, испытывающей противоречивые знания и чувства, морального существа, противостоящего другим в их отдельности одиноким эго, мы имеем сущность. А это источник, посредник и проводник радостной любви – ликования (особый опыт трансперсонального общения, опыт сущностной тождественности с другими).

«Понятие концепции и концептуальных основ образования»

Понятие концепции и концептуальных основ образования

До конца XVIII и даже до 20-х годов XIX века понятие концепция вообще не употреблялось. Вместо него использовалось понятие теория, теоретическая идея. Эти два понятия считались синонимами. Потом появились различия.

В настоящее время понятие «концепция» имеет несколько вариантов смысловых значений, возникших на основе теоретического и практического освоения мира.

По толковому словарю Ожегова термин концепция (лат. – понимание, система) – это определенный способ понимания, трактовки каких–либо явлений, основная точка зрения, системный замысел, руководящая идея .

По мнению Шмырева Н.А., Губанова М.И. концепция – это логическая последовательность, связанность понятий теории или уровень понятийной проработанности содержания теории. Если иерархия основных понятий или концептов теории выстроена достаточно точно, то можно говорить о её концептуальной зрелости .

Здесь понятия «концепция» и «теория» практически тождественны, потому что теория – это тоже логически последовательная связь понятий.

Начиная со второй половины XIX века, понятием «концепция» стали обозначать различные этапы формирования теории или теоретического мышления, вкладывая в него разное содержание.

Крецан З.В. считает, что концепция – это основной замысел исследования (на базе осознания проблемы), ведущий к построению гипотезы и теории. Данная сторона развития теории и сейчас сохраняется в понятии концепции. Иными словами, чтобы построить какую-то концепцию, необходимо, прежде всего, понять её ведущий замысел на основе проблемы. А проблема – это знание об определённом незнании. Замысел осознаётся тогда, когда осознается проблема. А проблема связана с потребностью, т.е. с нуждой в её решении. Проблема – выражение потребности; она столкновение противоречия знания и незнания. Вопрос – это еще не проблема. Вопрос бывает и риторическим, в котором уже заранее заключен ответ. Осознанный проблемный замысел называют в этом смысле концепцией, хотя здесь только начало ее становления .

По мнению Л.М. Фридмана концепция – это определённый подход, основание выбора направления(ий) исследовательской или иной деятельности, реализации замысла. Здесь уже начинается методология осуществления концепции, потому что подход, способ действия – это уже и осознание метода действия. Данное понимание концепции сохраняется и сейчас, когда мы говорим о выборе основных направлений деятельности, основных направлений реализации своего замысла. Эти направления мы должны четко фиксировать при разработке концепции предмета, концепции развития школы, системы образования и т.д. .

В настоящее время во многих сферах деятельности концепцией стали называть целостное, упорядоченное, осмысленное знание о любом сложном предмете или системе, о тенденциях и направлениях его (её) развития, основных способах, этапах его (её) теоретического и практического освоения. Следовательно, по смыслу теперь понятие «концепции» шире понятия «теории». В объём этого понятия (концепции) включается и целостное знание об этапах, этапных средствах управляемого преобразования предмета или системы для достижения ряда поставленных целей. Поэтому понятие «концепции» легко сопрягается с понятием «реформы» какой-либо системы, стратегией и тактикой ее реализации. Cейчас строятся концепции применительно к любым областям сложной деятельности: концепция организационной деятельности, управленческой деятельности, образовательной деятельности или системы, концепция какой-либо реформы, которая проводится в стране и т.д. Как правило, такие сложные системные концепции строятся на базе множества теорий, а не одной теории, то есть они обобщают в себе сложную систему знания и опыт практического управления этими большими системами .

Итак, переход к концепции или хотя бы осознания потребности в том, чтобы построить концепцию предмета или образовательной политики, это запрос времени, потребность времени, это сигнал того, что мы уже не удовлетворены старым способом действия, знания, в котором у нас доминирует только внешнее сознание с заученными способами функционирования, обучения. Переход к концепции требует деятельности внутреннего рефлексивного уровня сознания.

Употребление этого слова стало частым в общественной практике. Слово «концепция» стало распространенным. Даже еще не разбираясь в деталях, можно говорить, что концепция – это некий обдуманный, осмысленный способ деятельности на основе общей идеи .

Во второй половине XX века, на этапе соединения науки и техники, т.е. с развитием научно–технического прогресса (раньше наука и техника развивались относительно независимо друг от друга), на этапе превращения науки в непосредственную производительную силу возникла потребность обозначить понятием «концепция» – любую планомерно организованную деятельность (теоретическую или практическую), направленную на управление преобразованием какой-либо сложной системы.

Необходимый момент концепции – продуманный, последовательный набор решаемых задач в соответствии с целями реализации замысла, а также выбор средств и способов доказательства идеи, гипотезы. Ничто не мешает применить это и к практической деятельности, потому что может быть теоретическая концепция, а может быть концепция практической деятельности или перехода от теории к практике .

Концепция строится на основе цели и дерева целей. На их основе строятся программы и проекты деятельности. Это значит, что есть некая основная цель, которая вытекает из ключевой идеи, а на пути к ней строятся промежуточные цели и задачи, которые необходимо решить, чтобы реализовать эту основную идею. Соответственно, для каждой цели подбираются свои средства и методы ее реализации.

Следующий уровень развития и употребления понятия «концепция» – концепция осмысления или интерпретации идеи (проблемы), т.е. здесь имеется в виду не только определение понятий, интерпретации отдельных положений, идей внутри теории (или в практической деятельности), но и определение реальных условий, рамок осуществимости, применяемости идей и концепции в целом, способов понимания, утверждения концепции.

Любая концепция имеет определенную структуру. В ней всегда есть основная, решаемая проблема, ведущий замысел, ключевая системная идея и цели, которые определяют направления деятельности, связь основных понятий и связь практических средств с этими понятиями и целями. Само собой разумеется, в концепции всегда выделяются определенные объекты и субъекты деятельности .

На основе развертывания ключевой системной идеи подбираются средства, методы, определяются ресурсы деятельности.

Концепция включает в себя понимание смысла деятельности, идеалов, понимание цели, которые преследует субъект, понимание всех средств, которые он использует. Здесь выделены только самые основные компоненты, кроме этого могут быть учтены ещё рефлексия и соотношения результатов деятельности с целями, целей с потребностями – все то, что присуще любой деятельности.

Концепция образования включает в себя несколько уровней и форм проявления.

Первый – это всеобщий уровень – концепция новой системы образования в мире, мировой системы образования.

Итак, первый – всеобщий уровень – концепция развития системы образования в целом. Мы должны её осмыслить, понять, потому что понимать что-либо – это соотносить любой акт своей деятельности с контекстом общей системы, в которой мы работаем, действуем.

Второй уровень – конкретизация этой концепции системы образования на федеральном, региональном и школьном уровнях.

Очевидно следует выделить особенности региональных моделей реформы образования.

Следующий уровень – концепция развития школы. Она строится в соответствии с избранным направлением и этапами всеобщей (мировой) и общей (федеральной) концепций. А на этапе реформирования образования – в соответствии с концепцией реформы. Таким образом, каждая более общая концепция является контекстом для нижележащей. Внутришкольная концепция обязательно предусматривает реформирование образовательных областей и предметных дисциплин .

Следует обратить внимание на то, что главное в концепции – не набор идей и не набор понятий. В каждой науке множество понятий. Главное в ней – ключевая идея, которая связывает все понятия данной науки в одну систему. Все понятия этой науки или данной теории отражены в ключевом понятии и в зародыше там содержатся. Ключевая идея имеет тем самым конкретно–всеобщий характер.

Ключевая идея в концепции – это всегда идея, имеющая конкретно–всеобщий характер, на которую «нанизываются» все остальные идеи и через которую связываются все другие понятия. Это имеет отношение не только к науке. В образовательном процессе будет всё то же самое.

Существует также понятие «ядро концепции», оно сохранялось в познавательном процессе до сих пор и означает ключевую, основную или руководящую идею концепции. Это фундамент всего, основополагающая идея, позволяющая раскрыть весь замысел, реализовать, раскрутить его целиком, осознанно, до конца.

Всякая наука и ее теория имеет концептуальное содержание – концепт (от лат. conceptus) – содержание понятия. Вместе с тем, в каждой теории есть ключевая идея и определенный способ понимания предмета, то есть ее концепция. Задача учителя заключается в том, чтобы осмыслить вместе с учеником и концепции всех теорий, и их концептуальное содержание. Кроме того, учитель должен выстроить педагогическую концепцию своей дисциплины как средство воспитания .

Концепция образования базируется на основе Федеральнго закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации». В статье 5 данного закона говорится, что в целях реализации права каждого человека на образование федеральными государственными органами, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления создаются необходимые условия для получения без дискриминации качественного образования лицами с ограниченными возможностями здоровья, для коррекции нарушений развития и социальной

адаптации, оказания ранней коррекционной помощи на основе специальных педагогических подходов и наиболее подходящих для этих лиц языков, методов и способов общения и условия, в максимальной степени способствующие получению образования определенного уровня и определенной направленности, а также социальному развитию этих лиц, в том числе посредством организации инклюзивного образования лиц с ограниченными возможностями здоровья .

Инклюзивное образование используется для описания процесса обучения детей с ОВЗ в общеобразовательных учреждениях, где для этого созданы специальные условия (социальные, организационные, педагогические, нормативно–правовые и др.). Концепция образования – это понимание, основная точка зрения, руководящая идея в области образования; ведущий замысел, конструктивный принцип. Концепция в целом – это системная форма теоретического и практического освоения сложного предмета в процессе программно-целевого управления его преобразованием. Это определённый способ понимания, трактовки каких–либо явлений, основная точка зрения, руководящая идея для их освещения; система взглядов на явления в мире, в природе, в обществе; ведущий замысел, конструктивный принцип в научной, технической и других видах деятельности; комплекс взглядов, связанных между собой и вытекающих один из другого, система путей решения выбранной задачи; способ понимания, различения и трактовки каких–либо явлений .

Таким образом, чтобы внедрить инклюзивное образование следует разработать концепцию инклюзивного образования, раскрыть ее смысл.

концептуальный принцип

Смотреть что такое «концептуальный принцип» в других словарях:

  • концептуальный каркас — КОНЦЕПТУАЛЬНЫЙ КАРКАС (от лат. conceptus мысль, понятие) понятие, указывающее на зависимость формы представления знаний, производимых учеными, от совокупности понятий, посредством которых эти знания выражены в языке соответствующего… … Энциклопедия эпистемологии и философии науки

  • Боевая дружина большевиков — Боевая дружина большевиков. Ленин отрицал использование индивидуального терроризма в борьбе за социалистическую революцию, признавая целесообразность массового вооруженного насилия в ходе революции в форме партизанской войны. Другой формой… … Терроризм и террористы. Исторический справочник

  • ЧТО ТАКОЕ ФИЛОСОФИЯ? — ’ЧТО ТАКОЕ ФИЛОСОФИЯ?’ (‘Qu est ce que la philosophie?’, Les Editions de Minuit, 1991) книга Делеза и Гваттари. По мысли авторов, обозначенной во Введении, ‘что такое философия’ это такой вопрос, который ‘задают, скрывая беспокойство, ближе к… … История Философии: Энциклопедия

  • ЧТО ТАКОЕ ФИЛОСОФИЯ? — ( Qu est ce que la philosophie? , Les Editions de Minuit, 1991) книга Делеза и Гваттари. По мысли авторов, обозначенной во Введении, что такое философия это такой вопрос, который задают, скрывая беспокойство, ближе к полуночи, когда больше… … История Философии: Энциклопедия

  • ВЫШЕСЛАВЦЕВ — Борис Петрович (1877 1954) специалист по философии права, социальной философии, истории философии, этике, религии. Его творчество занимает видное место в рус. культурном ренессансе 20 в. В 1899 окончил юрид. ф т Моск. ун та. В 1902 В.… … Энциклопедия культурологии

  • ПРЕДМЕТ — всякий объект, выступающий как ограниченный или завершенный; то, чему могут принадлежать свойства и что может состоять в определенных отношениях с др. объектами. П. в логике все, что может стать объектом рассуждения и что в формализованном языке… … Философская энциклопедия

  • УПРАВЛЕНИЕ — функция организованных систем, возникших естественным (эволюционным) или искусственным (креационным) путем. Различают У. в биологических, социальных, экономических, политических, технических, кибернетических и др. системах. Наиболее общими… … Философская энциклопедия

  • ПАТРИСТИКА — (лат. patres отцы) направление философско теологической мысли 2 8 вв., связанное с деятельностью раннехристианских авторов Отцов Церкви. Семантико аксиологические источники оформления П. античная философия (общерациональный метод и конкретное… … История Философии: Энциклопедия

  • БЕНТАМ — (Bentham) Иеремия (Джереми) (1748 1832) англ. правовед, философ, экономист и общественный деятель. Его главное филос. произведение «Введение в принципы нравственности и законодательства» было написано в 1780, но впервые опубликовано лишь в 1789… … Философская энциклопедия

  • БЕЙТСОН — (Bateson) Грегори (1904 1980) амер. ученый, внесший своими междисциплинарными исследованиями значит, вклад в антропологию, психологию, психиатрию, биологию, теорию коммуникаций и эпи стемологию и оказавший огромное влияние на эти науки.… … Энциклопедия культурологии

  • СПЕНСЕР — (Spencer) Герберт (1820 1903) англ. философ и ученый, представитель «первого» позитивизма. В отличие от Дж.С. Милля С. не был философом логического склада. Его основная цель заключалась в создании синтетической философии, объединяющей данные всех … Философская энциклопедия

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Наверх