Куперс

Бухучет и анализ

Общение с агрессивными пациентами

Шесть правил эффективного знакомства с пациентом

      1. Создать приятную атмосферу при разговоре. Во-первых, оценить освещение. Слишком много или слишком мало будет напрягать и утомлять ваши глаза и глаза пациента. Будет ли шумно при общении, если да, то лучше перейти в другое помещение. Пациент может вести себя скованно, если почувствует, что ваша беседа кому-нибудь мешает. Попросите посетителей или соседа по палате (если это возможно) выйти на время беседы, но дайте присутствовать друзьям или родным пациента, если он этого пожелает.

Готов ли пациент к разговору? Если он устал, чего-то боится, у него что-то болит или плохо себя чувствует, перенесите знакомство. При наличии у пациента боли, выполните манипуляции, назначенные врачом. Отведите на беседу не меньше 15 минут. Не спешите; для хороших результатов беседа может продлиться и час. Если у вас нет времени для непрерывного разговора, разделите его на несколько частей и объясните пациенту, почему вы это делаете.

  1. Поделитесь с Вашими друзьями:

ПРАВИЛА ОБЩЕНИЯ С ТРУДНЫМИ ПАЦИЕНТАМИ

Аннотация:

Сестринский персонал часто встречается с пациентами, которые находятся в нестабильном эмоциональном состоянии. Оно вызвано самим заболеванием, обращением в стационар, медицинским обследованием и лечением. Медицинская сестра не всегда психологически готова к общению с такими пациентами. Для нее самой это превращается в стресс. Она уже не способна воспринимать происходящее объективно, теряет контроль над ситуацией, чувствует себя неуверенно. Как правильно действовать в подобных случаях? Рассмотрим основные категории «трудных» пациентов, с которыми сталкиваются медицинские сестры в повседневной практике. АГРЕССИВНЫЙ ПАЦИЕНТ: Агрессивное поведение — это неконтролируемая реакция в ситуации опасности и невозможности получить желаемое, способ снять эмоциональное напряжение, попытка манипуляции. Вербальная и физическая агрессии являются следствием акцентуации или дезадаптации личности. Признаками агрессивного состояния являются характерная мимика (напряженные челюсти, открытые зубы, опущенные брови), покраснение лица, активная жестикуляция, сжатые в кулаки ладони, мышечное напряжение тела. Пациент может прибегать к крику, словесным оскорблениям, наносить удары по предметам, осуществлять провокационные действия в отношении других людей.

Авторы:

Спивак И.

Издание: Сестринское дело
Год издания: 2017
Объем: 3с.
Дополнительная информация: 2017.-N 4.-С.36-38. Библ. 0 назв.
Просмотров: 627

Ваш уровень доступа: Посетитель (IP-адрес: 92.240.212.100)

Общение с пациентом. Медицинская педагогика.

Общение с семьей, родственниками пациента

Взаимоотношения медицинской сестры и больного

Одним из важнейших звеньев лечебного процесса является по­мощь больному, оказываемая медицинским персоналом, в первую очередь, медицинской сестрой, наиболее тесно контактирующей с ним в соответствии со своими обязанностями. Учитывая, что боль­ной часто бывает психологически надломлен своей болезнью и зави­симостью от окружающих, особенно важны внимание, забота и ува­жение к нему.

Недопустимо бесцеремонное обращение к пациенту на «ты», независимо от его возраста и положения. Необходимые тепло­та, забота и участие не должны носить оттенок интимности, прово­цировать фамильярность со стороны пациента. Важным моментом в отношениях сестры и пациента является доверие, основывающееся на оценке последним профессиональных и личностных качеств ме­дицинской сестры. Усиливает доверие к сестре ее умение хранить тайны больных.

Основы психогигиены

Психогигиена, являясь частью общей гигиены, в то же время представляет собой самостоятельную отрасль со своими целями, за­дачами и методами исследования.

Психогигиена (от греч. psyche — душа, hygieinos — приносящий здоровье, целительный) — это наука об обеспечении и сохранении психического здоровья.

Со времени своего зарождения она всегда была непосредственно связана с психопрофилактикой. Но если по­следняя больше нацелена на предупреждение психических забо­леваний или психических нарушений, то цель психогигиены — разработка системы мероприятий, направленных на формирова­ние, поддержание и укрепление психического здоровья.

Психогигие­на связана также с психокоррекцией и психотерапией, использую­щими приемы и методы, которые позволяют устранять отклоне­ния в психической деятельности и способствуют гармонизации личности.

Охрана психического здоровья населения касается многих сто­рон жизни и деятельности человека, начиная от возрастных особен­ностей и заканчивая условиями труда.

Поэтому существуют различ­ные разделы психогигиены, изучающие определенные аспекты че­ловеческой жизни: возрастная психогигиена, психогигиена физиче­ского и умственного труда, психогигиена обучения, психогигиена быта, психогигиена семьи и половой жизни, психогигиена больного человека.

Выделяются специальные разделы психогигиены: воен­ная, космическая, инженерная и др.

В многочисленных работах, посвященных поддержанию психи­ческого здоровья, в качестве необходимых условий для этого назы­вается обеспечение:

• наличия чувства защищенности;

• наличия смысла жизни;

• уважения и самоуважения;

• соответствия психических нагрузок уровню индивидуальной переносимости;

• необходимости и возможности устранения эмоциональной на­пряженности.

Неблагоприятное влияние на психическое здоровье человека мо­гут оказывать как сугубо личностные причины («биографические

Общение с семьей, родственниками пациента.

Большая роль отводится среднему медицинскому персоналу в работе с родными и близкими пациента во все периоды его лечения. Особенно важны эти психотерапевтические мероприятия при подготовке пациента к выписке. Психотерапевтическое воздействие медицинской сестры достигается путем хорошего, доверительного контакта, построенного на дружественном отношении, откровенности, взаимопонимании.

СМЕРТЬ

(по И.Харди)

Человек – единственное из всех живых существ, знающих о неизбежности смерти. Но, согласно множеству психологических наблюдений, человек не может в полной мере осознать это, т.к. не имеет опыта этого состояния.

Фрейд писал: «По сути, никто не верит в собственную смерть. Или – что то же самое – каждый из нас, не осознавая того, убежден в своем бессмертии».

Обычно, говоря о смерти, используют такие выражения, как «ушел», «удалился в мир иной», «покинул нас». Само слово exitus, означающее «смерть», происходит от слова «уходить, выходить».

Большинство людей, сталкиваясь с трагическим фактом смерти, испытывают страх перед чем-то неизвестным, непостижимым. Страх смерти – чувство естественное. Но здорового человека не занимает мысль о смерти, его внимание занято другими проблемами повседневной жизни. Люди поглощены повседневными делами.

Если мысль о смерти становится навязчивой, постоянной, занимает все внимание человека, то это непременно свидетельствует о том, что что-то не в порядке, что мы имеем дело с патологическим явлением.

Необоснованный страх смерти – это одна из форм навязчивых страхов. Он может быть проявлением невроза, психоза, разнообразных панических состояний.

Страх смерти, подобно страху перед сумасшествием, может выражать оторванность от людей, от окружающей социальной среды.

Сознание умирающего человека, особенно в случае хронического заболевания, постепенно сужается, часто даже отключается от внешнего мира. Оно исчезает раньше, чем прекращается деятельность организма. Поэтому данные самонаблюдений в исследовании смерти исключены.

Больной может узнать о приближении смерти из различных источников, по различным симптомам. Основанием для соответствующих выводов могут послужить ухудшение физического состояния, патологические ощущения в области различных органов, а также поведение окружающих, в первую очередь врача, его деятельность.

Грядущая смерть может проявляться в снах. Почвой для возникновения подобных снов могут служить соматические факторы, патологические процессы в организме.

Во сне у человека, очень желающего спастись от смерти, перед смертью проявляется стремление начать жизнь сначала. В состоянии бодрствования от таких больных можно услышать фразы: «Если бы можно было все начать сначала».

На психологическом уровне процесс умирания, по мнению Э. Кюблер-Росс, можно представить как состоящий из 5 этапов:

  1. реакция отрицания возможности близкой смерти. «Этого не может быть».

По мере ухудшения состояния, усиления опасности, возможно, из-за усугубления жалоб, больного охватывает беспокойство. Он может начать искать нового врача, требовать повторных обследований и т.п. Такое состояние может быть более или менее продолжительным. Отрицание может сочетаться с предчувствием истинного положения или даже с полным осознанием неизбежности конца.

Реакция отрицания у некоторых людей может отмечаться до последней минуты жизни, а также может проявиться эйфория.

  1. Гнев, напряженность, возмущение. «Именно мне это выпало на долю…»

Больной продолжает бороться со все более мучительными страданиям.

  1. «сделка с жизнью». Больной обращается к Богу с различными просьбами,

желаниями; может давать себе различные «зароки», обеты, обещания.

  1. Апатия. Она может проявляться в виде депрессии, ощущения своей вины, самобичевании.

  2. Смирение, принятие безвыходности своего положения, желание смерти как избавления от мучений, как отдых, покой.

В связи с многовариантностью переживания последнего этапа некоторые исследователи (Свенсон) выделяют еще один, 6-й этап смерти:

Возвращение к жизни, возвращение человеческого достоинства.

На последнем этапе жизни возможны всплески надежды на выздоровление и отрицание близкой смерти.

Агония во многих случаях является порождением борьбы враждебных сил, амбивалентного поведения в отношении смерти.

Многие люди активно сопротивляются смерти.

В результате психологических исследований были получены интересные наблюдения над большим числом умирающих: человек, обычно, умирает так, как жил. Все те силы, чувства, мысли, образ поведения, которые были характерны для его жизни, свойственны и его смерти. У людей со здоровой нервной системой обычно перед смертью изменений личности не происходит.

Смерть – последний камень в здании личности.

Многие исследователи отмечают тесную взаимосвязь жизни и смерти. После расцвета человеческой личности, после долгой и полной жизни смерть, конец жизни более приемлем, более спокойно воспринимается. Другая ситуация, если смерть настигает в момент, когда человек полон сил и планов для активной, творческой деятельности.

Психологические факторы не только влияют на скорость наступления смерти. Они могут ускорить ее наступление, а могут – отсрочить. Известны случаи, когда момент предполагаемой смерти оказывается отсроченным до свершения какого-либо события (дождаться кого-то или чего-то).

Психологические факторы могут быть первопричинами заболевания, которое приводит к смерти. В этом случае говорят о смерти в результате психического потрясения, или о психогенной смерти. Известна роль сильных страстей (н., испуга) в наступлении психологической смерти.

Установлено, что около 30% всех потерпевших кораблекрушение гибнут, уже находясь в спасательной лодке, в первые три дня после трагедии от отчаяния, безнадежности и мыслей о неизбежности смерти.

Н., мужчина оказался запертым в выключенном вагоне-холодильнике. Утром его нашли мертвым от переохлаждения с симптомами смерти от холода.

Вопрос о психогенной смерти остается для науки еще неясным. Большинство ученых подчеркивают роль сильных аффектов, прежде всего страхов, влекущих серьезные изменения в деятельности вегетативной нервной системы.

(Солдаты наполеоновской армии, много лет находившиеся вдали от родины, умирали от необычной болезни, получившей название «ностальгия»)

Многие исследователи, наблюдавшие за кончиной пенсионеров, подчеркивали роль смысла и цели жизни. Выход на пенсию, означающий потерю работы, без которой человек не может жить, ускоряет приближение смерти. Те, кто, выходя на пенсию, находят применение своим силам, находят новый смысл жизни, живут долго.

В старости люди чувствуют смерть более близкой. Одиночество, постепенное ослабление привычных связей с жизнью усугубляют это чувство.

Внезапная смерть, как правило, наступает по причине сердечно-сосудистых заболеваний. Для окружающих людей внезапная смерть человека всегда является сильным потрясением.

Состояния, возникающие в ходе длительной, хронической болезни, сопровождающиеся самыми разными страданиями, приводят к более мучительной смерти.

И. Харди считает, что «Ошибочно то утверждение, что человек всегда и безусловно хочет жить. Измученный невыносимыми болями, изнуренный хроническим недугом больной, которому уже не помогают никакие болеутоляющие средства, часто ждет смерти как избавления, как выхода из тисков невыносимого страдания».

Изменения личности при хронических заболеваниях, влекущих иногда духовную деградацию, изменяют взгляды человека на жизнь и смерть.

Борьба жизни и смерти принимает форму агонии. Согласно древнегреческой поговорке, благоволение богов ниспосылает умирающему кому.

Большинство врачей и сестер, которые изо дня в день сталкиваются со смертью, часто к этому явлению подходят не просто профессионально, они всеми силами стремятся защитить себя от его воздействия, они становятся жестки, замкнуты. За этим – отчужденность, страх.

И. Харди изучал поведение медицинских сестер отделения интенсивной терапии для лиц старческого возраста в ситуациях, когда пациенты задавали вопросы о смерти, в частности своей. Результаты показали, что большинство сестер не могли дать удовлетворительного ответа на вопросы стариков. В большинстве случаев они отвлекали внимание больных или отрицали факты (ответы «Сто лет жить будете» и т.п.), в некоторых случаях давали фаталистические ответы («Все там будем»). Более образованные сестры чаще обсуждали с больными их проблемы, обращая внимание на их реакции, могли в некоторой степени успокоить их.

Что можно сказать умирающему?

Целесообразно ли любой ценой поддерживать в нем жизнь?

Особенности общения с умирающим больным зависит от его физического состояния, особенностей его эмоционального состояния, его личности, мировоззрения и др.

Если у больного отмечается ярко выраженная реакция отрицания, если он знать ничего не желает о смерти, о ее приближении, то говорить с ним о смерти нельзя.

Верить утверждениям больного, что он может перенести любое извести, что ему «спокойно можно сказать все», можно только при наличии объективных оснований, в отдельных случаях.

Изменения личности, ее перестройка, возникающая в результате хронического заболевания, измененное состояние сознания больного часто не позволяют сообщить ему правду. В таких случаях умирающий не способен по настоящему понять, о чем идет речь.

Вопрос о возможности и необходимости сообщения больному о смертельном исходе заболевания остается до сих пор дискуссионным.

И. Харди считает, что очевидно, возможность сообщения правды больному зависит от множества условий. В том числе, и от методов работы с конкретным больным. Но даже, если в распоряжении медработников достаточно времени, если с умирающим работает психотерапевт, то не всегда возможна искренняя беседа на эту тему. Это зависит от его физического состояния, особенностей его личности и др. Многое в этом вопросе зависит от формы, стиля сообщения, количества информации, ее характера и т.д. Необходимые мероприятия определяются в индивидуальном порядке, для каждого отдельного больного, с максимальным тактом.

Самое важное и самое безвредное – выслушать больного.

Все исследователи подчеркивают, что одним из важнейших средств работы с умирающими является стремление помочь им высказаться: рассказ больного о своих самых сокровенных переживаниях помогает рассеять его страхи и сомнения, устранить его изолированность, замкнутость.

Ощущение заботы о себе помогает перенести больному физические и душевные страдания.

«Мертвые учат живых», — гласит латинская поговорка.

Необходимо следить, чтобы у постели умирающего, даже если он находится в бессознательном состоянии, не прозвучали тяжело ранящие, обидные слова. Глубина бессознательного состояния может изменяться, поэтому он может в большей или меньшей степени воспринимать происходящее вокруг.

Смерть является большим потрясением для остальных больных в палате. Она таит в себе опасность «психической инфекции». Неожиданная смерть еще более глубоко потрясает остальных больных. Административные мероприятия, связанные со смертью еще больше усугубляют психическую травму от нее. Поэтому очень важно вовремя изолировать умирающего больного.

Физические и душевные страдания неотделимы друг от друга. Беспомощность, зависимость умирающего человека от окружающих, его изолированность обостряют необходимость помощи и заботы о нем.

Больного могут беспокоить свет, темнота, шум и.п.

К желаниям умирающего больного следует относиться с особым вниманием. (Обычай исполнять последнее желание умирающего больного, каким бы оно ни было).

Забота родных, внимание друзей, их посещения необходимы. У многих больных в последние дни, часы перед смертью особенно проявляется потребность близости к родным, к людям вообще. При прощании с близким человеком ярко проявляется желание хотя бы еще раз увидеть их.

Прощаясь с больным словами «До завтра», врач и медсестра оказывают сильное положительное воздействие на психологическое состояние больного. Этими словами они дают больному надежду, что для него наступит завтра.

Надежда играет огромную роль в жизни человека, а особенно больного, тем более – умирающего больного. Вера в будущее придает силы, поддерживает человека, в то время как безнадежность равносильна смерти. Жизнь многих больных поддерживает вера в новые лекарства, новые методы лечения, вера в чудо, в то, что их случай – исключение из правила. Благодаря такой вере часто возвращались силы, возвращалась жизнь к больным, которых все считали безнадежными: их состояние улучшалось и они выигрывали еще «кусочек» жизни.

Многие исследователи описывают так называемый «предфинальный» синдром (синдром перед концом жизни).

Для него характерно: ослабление процессов узнавания (ощущений, оценок, памяти (особенно на новый материал), временной и пространственной ориентации). Может отмечаться утрата надежды, подавленность и сильная раздражительность.

Эти факторы не только помогают предвидеть срок ожидающейся смерти, но и тактику общения с больным.

Сестры по-разному реагируют на смерть больных. Впечатления и чувства, связанные с умирающими больными и самим фактом смерти могут быть очень сильными. Это большая психологическая нагрузка.

По данным исследования И. Харди (100 медсестер), часть из них (38%) вместе с больными надеется, верит, ждет: а вдруг… Другая часть сестер (23%) пытается отстранить от себя страх смерти. Рационально мыслящие, перекладывают всю ответственность на самих больных (12%). 27% вообще не задумываются о смерти, страха смерти не чувствуют («реакция отрицания»).

Родственники, близкие умершего требуют заботы, сочувствия, особого внимания. Медицинским работникам, прежде всего, следует быть готовыми к сильным аффектам, уметь не только стерпеть их, но и помочь тем, кого настигло несчастье. Часто проявляется гнев, агрессивность, несправедливые обвинения, разнообразные формы проявления горя.

«Траурная реакция» имеет 4 стадии:

  1. начальное шоковое состояние со своеобразной заторможенностью после потрясения, «внутренняя немота». Часто человек не в силах, не в состоянии принять, осознать страшную утрату.

  2. осознание факта.

  3. восстановление рационального мышления.

  4. эмоциональная разрядка.

При типичных траурных реакциях, которые могут продолжаться до 3-6 месяцев, начальная «внутренняя немота», своеобразное замыкание, оглушающая пустота могут быть устрашающими.

Реактивная депрессия может сопровождаться отсутствием аппетита, бессонницей, вспышками гнева, приступами безотчетной тревоги и беспокойства, подавленным настроением.

Вначале человек может даже отрицать факт утраты, вести себя так, словно умерший продолжает жить.

Траурная реакция может проявляться в том, что человек перенимает характерные черты и привычки умершего, часто продолжает его работу. Такие явления отождествления могут проявляться и в переживаниях страха и беспокойства, что его тоже настигнет смерть от той же причины, что и родственника. Это может проявиться в страхе перед годовщинами смерти родственника.

Также могут наблюдаться самообвинения: люди, близкие умершему обвиняют себя в каких-либо упущениях, считая себя виноватыми в смерти близкого человека.

Очень часты обвинения в адрес врачей и медсестер. Родственники утверждают, что больной не получал нужного лечения, скончался в результате халатности медперсонала, плохо сделанной операции и т.п.

Поздние проявления траурной реакции выражаются в подавлении всех чувств, полной эмоциональной немоте человека. Такая реакция заторможенности возникает значительно позже траурного события.

У людей, перенесших смерть близкого человека, могут возникать и серьезные психосоматические заболевания.

Психологическая помощь родственникам умершего больного:

  • открыть путь проявления скрытых эмоций, создать возможность их выхода;

  • выслушать, дать выговориться, разделить страдания, понять их, принять участие в беде;

  • не использовать для успокоения банальные фразы;

  • занятие привычными (трудовая деятельность, домашняя работа) и (или) новыми формами деятельности;

  • благоприятная семейная обстановка помогает перенести горе, а неблагополучная только усиливает страдания;

  • смена обстановки (по ситуации);

  • при атипичных и сложных реакциях следует направить к специалисту.

В медицинской практике выработан определенный подход к ситуации смерти пациента, основанный на положениях медицинской этики и деонтологии, современного законодательства.

Врач делает все возможное ради спасения жизни больного, и в случаях, когда уже невозможно каузальное лечение, прибегает к симптоматическому, видоизменяя его по ходу трагических событий, развертыванию которых он уже помешать не в силах. Врачу остается только следить за угасанием жизнедеятельности организма, за постепенно ослабевающими жизненными процессами и их показателями: пульсом, дыханием, сердечной деятельностью, кровяным давлением; он постоянно контролирует состояние сознания больного.

Созаева А.А.

  • Общение – это сложный социально-психологический процесс взаимопонимания между людьми, происходящий с помощью передачи словесной (вербальной) и бессловесной (невербальной ) информации

Различают ДВА ВИДА ОБЩЕНИЯ:

  1. терапевтическое, эффективное

  2. нетерапевтическое, неэффективное

ТЕРАПЕВТИЧЕСКОЕ ОБЩЕНИЕ — благоприятное воздействие, оказываемое на психику пациента.Пример терапевтического общения:

«Ребенок расшалился, упал, на колене ссадина, он горько плачет.

Как снять боль у малыша?

Можно применить местную анестезию раствором новокаина, можно дать обезболивающие средства .-анальгин или морфий, можно, наконец предложить наркоз. Однако мать ребенка просто берет его на руки нежно? обнимает, целует и дует на больное место. Рыдания прекращаются тотчас а еще через минуту малыш снова резвится, как ни в чем не бывало Что же произошло? Ведь не поцелуй, не обдувание ушиба не могут прекратить раздражен чувствительных нервов!» (Шамов). Уместно снова вспомнить слова М.Я.Мудрова, еще в 1820 году писавшего: «Есть и душевные ле­карства, которые врачуют тело».

Приведите свой пример терапевтического общения ЗАПОМНИТЕ!

ФУНДАМЕНТ ТЕРАПЕВТИЧЕСКОГО ОБЩЕНИЯ -ДОБРОЖЕЛАТЕЛЬНОЕ ОТНОШЕНИЕ К ЛЮДЯМ.

Медицинский работник в борьбе с болезнью должен искать и готовить союзника в лице самого пациента.

Сирийский врач XII века Абуль-Фарадж сказал: «Смотри, нас трое — я, ты и болели,. Если ты будешь на моей стороне, нам двоим легче будет одолеть се. Но если ты перейдешь на ее сторону, я один буду не в состоянии одолеть вас обоих».|

Медсестра ставит ЦЕЛИ ТЕРАПЕВТИЧЕСКОГО ОБЩЕНИЯ:

  1. Предоставление пациенту информации, о его состоянии в согласованных с врачом и близкими пределах.

Медсестра должна быть готова ответить на многочисленные вопросы

ее пациента. Например:

  • Что со мной случилось?

  • Могу ли я ознакомиться со своей историей болезни?

  • А не вредно ли принимать это лекарство так долго?

  • Почему мне дают кислород, разве мое состояние настолько

критическое ? Я знаю, что кислород дают только умирающим.

  1. Снятие страха перед заболеванием и его лечением.

Страх — это отрицательная эмоция, возникающая в результате реаль­ной или воображаемой опасности, угрожающей жизни. Обычная среда, за­боты семьи, привычное место работы и отдыха, друзья и знакомые созда­ют чувство внутренней уверенности, защищенности. При любом заболева­нии стабильность нарушается временно или навсегда. Пациент страдает не только от неприятных ощущений (боль, одышка, тошнота, озноб), он стра­дает также от страха, тревоги, уныния, тоски, бессилия и прочих тягост­ных чувств. Он не понимает, что с ним случилось, он не уверен, смогут ли ему помочь врачи, он тревожится за свое будущее. Внешне проявления страха различны. От взволнованности и возбуждения до внутреннего оце­пенения и кажущегося безразличия, («ушел в себя»). Отсюда и «странные» поступки и разговоры пациента, нытье, плаксивость, вечные жалобы, аг­рессивность, придирчивость. Чувство страха утяжеляет исход заболевания, и гуманность медицинского работника заключается в том, чтобы помочь их преодолеть.

Избавьте больного от страха, страх — это эквивалент боли

3) Вселение надежды и уверенности в улучшение самочувствия

Расскажите, что Вы знаете об «эффекте плацебо»?

Таким образом, ГЛАВНАЯ ЦЕЛЬ ОБЩЕНИЯ В СЕСТРИН­СКОМ ДЕЛЕ, его сверхзадача, центральная идея — помощь пациенту в преодолении дезадаптации, связанной с болезнью.

Самостоятельно сформулируйте определение нетерапевтического общения

Пример нетерапевтического общения: медсестра говорит пациентке, дважды обратившейся к ней за таблеткой анальгина: «От головной боли не умрете, скорее умрете от той болезни, с которой пришли сюда».

СРЕДСТВА ОБЩЕНИЯ делятся на две группы: терапевтические и нетерапевтические.

ТЕРАПЕВТИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА ОБЩЕНИЯ: 1) ПРИСТАЛЬНОЕ ВНИМАНИЕ.

Александр Флинт, директор Свято-Димитриевского училища сестер милосердия, пишет:

«Многие обязанности медсестры связаны с необходимостью общать­ся: с больным, его родственниками, другими медиками. Умение общаться может во многих случаях даже заменить другие умения. Для пациента об­щение с Вами — часть лечения.

Вы должны хорошо знать больного. Не только его фамилию, имя и отчество. Важно узнать его как личность. И эта личность должна быть Вам интересна. Любой человек нуждается во внимании. Больные, как и стари­ки, и дети — особенно. Для многих несчастных Ваше внимание — един­ственная настоящая ценность в жизни. Смотрите, не отнимайте ее!

Как можно больше общайтесь с больным; особенно в первое время, не оставляйте его одного, рассказывайте ему обо всем, что с ним происхо­дит и будет происходить в ближайшее время, успокаивайте и одобряйте его.

Делайте это даже тогда, когда Вам кажется, что больной Вас не слы­шит и не понимает. Делайте это всегда. Говорите внятно, уверенно и лас­ково: «Ничего, Иван Петрович, не волнуйтесь, мы Вам обязательно помо­жем. Все будет хорошо. Мы Вас не оставим».

Как можно чаще спрашивайте больного:

— Может быть, Вам что-нибудь нужно?

Это поможет разрешить множество проблем. И простые могут досаждать человеку, например, капающая ночью вода из незакрытого кра­на, или жесткая складка на подушке, глаз, который чешется.

Вам следует научиться ИСКУССТВУ МЕЛКИХ ЗНАКОВ ВНИМАНИЯ К БОЛЬНОМУ.

Когда Вы называете его по имени и отчеству, это уже первый знак.

Когда Вы знаете, на каком боку ему больно спать и какую газету он любит читать, как зовут его любимую и непутевую внучку или невестку, что его радует и печалит, когда Вы можете расшевелить его, развеселить, порадовать — Вы уже мастер своего дела. Попробуйте для моряка найти фотогра фию моря, а для бабушки, прожившей всю жизнь в Туле — фотографию, старой Тулы, и Вы поймете цену мелочей.»

2) ТЕРАПЕВТИЧЕСКОЕ ПРИКОСНОВЕНИЕ. Медсестры часто используют прикосновения, чтобы утешить ушедшего в себя, подавленного пациента, хоть как-то достучаться до него Часто бывает, что теплое человеческое прикосновение — единственная связь с миром, остающаяся у тяжелобольного. Прикосновения могут не только сообщать о моральной и личной поддержке, но и физически стимулировать или успокаивать пациента.

Недаром добрые руки медсестры стали как-бы символом профессии.

Имеется в виду любой физический контакт: прикоснуться к руке, обнять за плечи или слегка дотронуться до плеча, погладить по голове — это и будет та «тридцатисекундная терапия, которая иному пациенту необходима от боли сердечной» и для проведения которой совершенно не нужно дополнительного времени.

Говорит медсестра: «Это же очень по-человечески — просто посидеть с кем-то, поговорить по-настоящему. А иногда, так просто чувство близости возникает. Страшно человеку — так сядь, выслушай, подержи за руку, даже говорить ничего не надо. И по-моему, это очень важно, потому-что мне не всегда есть, что им ответить, но даже если я просто сижу и молчу, то ино­гда даже лучше все получается, чем когда говорю. Тут сам факт, что вот сидят с ними, выслушивают, что их беспокоит, и тут не в том дело, что они от тебя ответа ждут или совета, а просто иначе им и выговориться не­кому. А так им сразу легче становится» (Патриция Беннер).

3) КОНТАКТ ГЛАЗ. Известный французский хирург Лериш рассказывал, что его — тогда еще молодого врача — пригласили проконсультировать знаменитого мар­шала Фоше. После осмотра он посоветовал операцию. Маршал сказал ему: «Я обращался ко многим медицинским светилам, они тоже предлагали оперироваться, но я не соглашался. Сейчас я хочу, чтобы эту операцию мне сделали Вы, потому что Вы первый, кто говорил со мной, глядя мне прямо в глаза. Вам я поверил.»

Что же такое контакт глаз? Вы смотрите прямо в глаза другому чело­веку. Большинство людей не осознает, насколько это решающий фактор. Пробовали ли Вы когда-нибудь поговорить с человеком, который упорно отворачивается, избегая смотреть Вам в лицо? Это трудно и очень резко влияет на наше отношение к нему. Контакт глаз должен нести только по­ложительные эмоции. Нам нравятся люди с открытым и дружелюбным взглядом, искренней улыбкой, доброжелательным и дружественным вы­ражением лица, с преимущественно низким голосом.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Наверх