Куперс

Бухучет и анализ

Осмотр помещений

Обследование помещений, зданий, участков местности и транспортных средств – оперативно-розыскное мероприятие, заключающееся в визуальном или осуществляемом при помощи технических средств изучении объектов с целью обнаружения лиц, предметов, документов, тайников и др., а также выявления обстоятельств, имеющих отношение к преступной деятельности.

Мероприятие может проводиться:

а) гласно в рамках официальной ревизии оперативными сотрудниками совместно с уполномоченными инспекторами);
б) негласно или с применением мер конспирации (легендирования);
в) по поручению оперативного сотрудника лицом, оказывающим конфиденциальное содействие органам;
г) по поручению оперативного сотрудника представителями организаций, которым в силу их служебных обязанностей предоставлено право входить на интересуемую территорию (сотрудники пожарного надзора, электрики и др.).

Проведение оперативно-розыскных мероприятий, которые ограничивают конституционные права человека и гражданина на неприкосновенность жилища, обследование жилых помещений допускается только на основании судебного решения. В остальных случаях обследование производится на основании соответствующего постановления, утвержденного руководителем подразделения.

Так, в соответствии с Законом РФ «О милиции» при наличии данных о нарушении законодательства, регулирующего экономическую деятельность, по постановлению начальника ОВД (органа милиции) или его заместителя сотрудникам милиции для выполнения возложенных на них обязанностей предоставляется право:

  1. производить в присутствии не менее двух понятых и представителя юридического лица осмотр производственных, складских, торговых и иных служебных помещений, других мест хранения и использования имущества;
  2. изучать документы, отражающие финансовую, хозяйственную, предпринимательскую и торговую деятельность, требовать предоставления в пятидневный срок с момента вручения соответствующего постановления заверенных надлежащим образом копий указанных документов;
  3. изымать с обязательным составлением протокола отдельные образцы сырья, продукции и товаров, необходимые для проведения исследований или экспертиз и др.

В случае если изымаются подлинные документы, с них изготовляются копии, которые заверяются должностным лицом органа внутренних дел (органа милиции), проводящим проверку или ревизию, и передаются лицу, у которого изымаются подлинные документы. В случае если невозможно изготовить копии или передать их одновременно с изъятием подлинных документов, должностное лицо органа внутренних дел (органа милиции), проводящее проверку или ревизию, передает заверенные копии документов лицу, у которого были изъяты подлинные документы, в течение пяти дней после изъятия, о чем делается соответствующая запись в протоколе об изъятии.

Результаты обследования отражаются в составляемых оперативным сотрудником рапорте или справке, к которым (при наличии) прилагаются фотографии и видеозаписи, протокол обследования, опись изъятых предметов и документов, объяснения и заявления лиц, участвовавших в мероприятии.

адвокат, советник ФПА РФ 20 сентября 2019 г.

Суд санкционировал обыск в адвокатском образовании при отсутствии оснований для его производства

19 сентября 2019 г. Судебная коллегия по уголовным делам Ставропольского краевого суда рассмотрела апелляционную жалобу члена Комиссии по защите прав адвокатов И.А. Сушкова с участием представителя палаты адвоката О.А. Арутюняна и признала обыск, проведенный 17 июля 2019 г. в г. Пятигорске у адвоката А.Е. Головкина, незаконным.

По результатам следственного действия у адвоката было изъято соглашение на оказание юридической помощи, а представителем палаты поданы объемные возражения с указанием на многочисленные допущенные нарушения уголовно-процессуального закона и прав адвоката.

После совещания президент АП Ставропольского края Ольга Руденко приняла решение подать апелляционную жалобу на постановление судьи Пятигорского городского суда Ставропольского края В.В. Бушнева от 11 июля 2019 г., которым был санкционирован обыск. В жалобе указывалось, что судьей санкционировано постановление на обыск в адвокатском образовании при отсутствии законных оснований.

В соответствии с ч. 1 ст. 450.1 УПК РФ: «Обыск, осмотр и выемка в отношении адвоката (в том числе в жилых и служебных помещениях, используемых им для осуществления адвокатской деятельности), включая случаи, предусмотренные частью пятой статьи 165 настоящего Кодекса, производятся только после возбуждения в отношении адвоката уголовного дела или привлечения его в качестве обвиняемого, если уголовное дело было возбуждено в отношении других лиц или по факту совершения деяния, содержащего признаки преступления, в порядке, установленном частью первой статьи 448 настоящего Кодекса, на основании постановления судьи о разрешении производства обыска, осмотра и (или) выемки и в присутствии обеспечивающего неприкосновенность предметов и сведений, составляющих адвокатскую тайну, члена совета адвокатской палаты субъекта Российской Федерации, на территории которого производятся указанные следственные действия, или иного представителя, уполномоченного президентом этой адвокатской палаты».

Исходя из содержания данной процессуальной нормы обыск у адвоката (в том числе в жилых и служебных помещениях, используемых им для осуществления адвокатской деятельности) может быть проведен в трех случаях:

1. После возбуждения уголовного дела в отношении адвоката.

2. После привлечения адвоката в качестве обвиняемого, если уголовное дело было возбуждено в отношении других лиц.

3. По факту совершения деяния, содержащего признаки преступления, в порядке, установленном ч. 1 ст. 448 настоящего Кодекса.

Иных условий для производства обыска у адвоката ст. 450.1 УПК РФ не содержит.

Часть 3 ст. 450.1 УПК РФ регулирует производство не обыска, а осмотра жилых и служебных помещений адвоката до возбуждения уголовного дела, если в указанных помещениях обнаружены признаки совершения преступления, и к данной ситуации никакого отношения иметь не может.

Таким образом, ч. 1 ст. 450.1 УПК РФ, которой руководствовался суд, не предусматривала производство обыска в жилых и нежилых помещениях адвоката А.Е. Головкина, поскольку уголовное дело в отношении него не возбуждалось, в качестве обвиняемого он не привлекался, а также не совершал деяния, содержащего признаки преступления, не допрашивался ни в качестве свидетеля, ни в качестве подозреваемого.

Представляется не менее странным решение судьи временно ограничить конституционные права не только адвоката Г., но и иных лиц (без указания на то, каких именно), осуществляющих свою деятельность по адресу адвокатского образования.

Тем самым допущено нарушение, ранее вскрытое Европейским судом по правам человека по делу «Юдицкая и другие (Yuditskaya and Others) против России» от 12 февраля 2015 г. по жалобе № 5678/06: «Постановление о проведении обыска не было четко сформулированным, что предоставляло следователям неограниченную свободу усмотрения при проведении обыска.

В постановлении не было указано, почему недостаточно было обыскать только кабинет и компьютер И.Т.».

Кроме этого, вопреки требованиям ч. 2 ст. 450.1 УПК РФ в постановлении судьи не указаны конкретные отыскиваемые объекты, а использована стандартная фраза «могут храниться предметы, имеющие значение для уголовного дела», не применимая при производстве обысков у адвокатов.

При санкционировании обыска у адвоката судом были допущенные и иные нарушения, подробно описанные в апелляционной жалобе.

Сама идея провести обыск у адвоката возникла у следователя на основании рапорта оперуполномоченного о том, что у адвоката могут находиться предметы, имеющие значение для дела, а также в связи с тем, что потерпевшая по уголовному делу дала показания, что не подписывала ходатайство адвоката о производстве следственного действия и с данным адвокатом не заключала соглашения на оказание юридической помощи.

Очевидно, что с такой аргументацией обыск может быть произведен у любого адвоката и предусмотренные для адвокатов УПК РФ гарантии не действуют.

Отрадно, что судья апелляционной инстанции обратил внимание на отсутствие оснований для производства обыска.

Бюллетень Европейского Суда по правам человека. Российское издание. 2016. № 1(163).

Поделиться Прямая ссылка на материал: Поделиться: Поделиться

Цель любого осмотра — определить, насколько задекларированные вами данные соответствуют реальному положению дел. Так, проводя осмотр территорий и помещений, инспекторы хотят убедиться, что вы, к примеру, действительно располагаете достаточной площадью для хранения того количества товаров, расходы на приобретение которых были учтены для целей налогообложения и по которым приняли к вычету НДС.

Осмотр помещений, территорий, объектов налогообложения, документов и предметов может быть произведен как при выездной, так и при камеральной налоговых проверках. В период камеральной проверки возможен осмотр только при проверке декларации по НДС, в которой:

— (или) заявлена сумма НДС к возмещению;

— (или) выявлены противоречия между сведениями об операциях, заявленных в декларации;

— (или) сведения об операциях не соответствуют данным деклараций или журналов учета счетов-фактур ваших контрагентов.

Поводом для осмотра станут не любые противоречия и нестыковки в НДС-декларации, а только те, что свидетельствуют о занижении налога к уплате либо о завышении суммы к возмещению.

В ходе выездной проверки никаких ограничений на проведение осмотра у инспекторов нет. Производство осмотра обязательно в случае наличия у налогового органа информации:

— о полученных налогоплательщиком товарно-материальных ценностях, не отраженных в бухгалтерском учете;

— о наличии производственных мощностей, цехов, структурных подразделений, осуществляющих виды деятельности, не отраженные в учредительных документах налогоплательщика;

— о производстве продукции (выполнении работ, оказании услуг), выручка от реализации которой не отражена в учете и в отчетности или отражена в заниженном размере;

— о занижении объемов, расценок в строительстве по актам выполненных работ;

— в других аналогичных случаях.

Также возможен осмотр документов и предметов вне рамок проверок. Если такие документы и предметы были получены сотрудниками налогового органа ранее при проведении контрольных мероприятий или владельцы дали свое согласие на такой осмотр.

Основные этапы и правила процедуры осмотра помещений, территорий, объектов налогообложения, документов и предметов

1 этап. Утверждение руководителем (его заместителем) налогового органа мотивированного постановления инспектора, проводящего камеральную проверку декларации НДС или вынесение решения руководителем (его заместителем) налогового органа о проведении выездной налоговой проверки налогоплательщика.

2 этап. Представление должностным лицом налогового органа до начала осмотра служебного удостоверения и решения о проведении выездной налоговой проверки, либо предъявление служебного удостоверения и мотивированного постановления должностного лица налогового органа.

3 этап. Осмотр помещений. Любой осмотр должен происходить в присутствии как минимум двух понятых. Причем ими не могут быть сотрудники налоговых органов или лица, заинтересованные в исходе дела. А вот запрета привлекать в качестве понятых работников проверяемого лица в Налоговом кодексе нет.

4 этап. Оформление результатов осмотра. Результаты оформляются протоколом, в котором фиксируются фактические данные, полученные в результате непосредственного зрительного изучения объектов осмотра, представляющих интерес для данной проверки.

Форма Протокола осмотра территорий, помещений, документов, предметов утверждена приказом ФНС России от 08.05.2015 N ММВ-7-2/189@.

Протокол подписывается всеми лицами, принимавшими участие в осмотре, включая представителя налогоплательщика и понятых. К протоколу должны быть приложены все материалы, полученные при осмотре, в частности фотографии, видеозаписи, копии отснятых сотрудниками налогового органа документов.

Нарушениями при производстве осмотра чаще всего являются:

— осмотр помещений, территорий, объектов налогообложения проведен не в рамках выездной или камеральной проверки декларации НДС без согласия владельца предметов;

— проведение осмотра территории и помещений без предъявления должностными лицами мотивированного постановления инспектора, проводящего камеральную проверку декларации НДС, либо без решения руководителя (его заместителя) налогового органа о проведении выездной налоговой проверки налогоплательщика;

— осмотр произведен в отсутствии понятых (должно быть не менее двух понятых);

— результаты осмотра не оформлены протоколом.

Рекомендации налогоплательщику при проведении выемки документов и предметов:

1) при явных нарушениях в производстве осмотра — отказать в пропуске в помещение со ссылкой на пп.11.п.1 ст.21 Налогового кодекса РФ, право не выполнять неправомерные акты и требования налоговых органов, иных уполномоченных органов и их должностных лиц, не соответствующие налоговому кодексу или иным федеральным законам;

2) отражать нарушения процедуры выемки в графе замечания в протоколе выемки документов и предметов;

3) обжаловать постановление и протокол.

Знание процедуры проведения и документирования осмотра помещений, территорий, объектов налогообложения, документов и предметов может помочь налогоплательщикам отстоять свои права, в том числе и в судебном порядке.

Смирнов А.В., Калиновский К.Б. Уголовный процесс. СПб.: Питер, 2005. 272 с. – (Серия «Краткий курс»).

1-е изд. | 2-е изд. | последнее издание 2015 года | скачать или читать в PDF

Раздел II. Досудебное производство

§ 3. Обыск. Выемка. Наложение ареста на почтово-телеграфные отправления. Контроль и запись переговоров

1. Обыск

Обыск представляет собой процессуальный принудительный поиск, осуществляемый в определенном месте, находящемся в законном владении определенного лица, с целью обнаружения, изъятия и фиксации предметов и документов, которые могут иметь значение для дела, а также разыскиваемых лиц и трупов (ст. 182, 184).

Основаниями для производства обыска являются достаточные данные о том, что: а) в чьем-либо законном (титульном ) владении могут находиться объекты, имеющие значение для уголовного дела (предметы и документы, живые разыскиваемые лица или трупы); б) существует опасность (вероятность) сокрытия или уничтожения этих объектов.

Обыск производится по мотивированному постановлению. Личный обыск, обыск в жилище, в кредитных организациях, у адвоката должен производится на основании судебного решения.

Процедура обыска имеет ряд особенностей:

1) перед обыском следователь предъявляет постановление, а в необходимых случаях — и судебное решение на постановлении;

2) до начала обыска следователь предлагает добровольно выдать искомые объекты и предметы, изъятые из оборота;

3) во время обыска на присутствующих лиц могут быть возложены дополнительные ограничения: запрет покидать место обыска, общаться друг с другом или иными лицами;

4) в ходе обыска производится изъятие предметов, относящихся к делу, а также предметы, полностью запрещенные к обращению и изъятые из гражданского оборота;

5) обязательными участниками обыска являются: лицо, в помещении которого производится обыск (либо совершеннолетние члены его семьи, либо его представитель); понятые; защитник и адвокат владельца обыскиваемого помещения, заявивший ходатайство об этом.

6) при обыске должны приниматься специальные меры по сохранению тайны частной жизни, запрещено без необходимости повреждать имущество;

7) копия протокола обыска вручается представителю владельца объекта обыска под расписку;

Личный обыск состоит в поиске и изъятии относящихся к уголовному делу предметов и документов, находящихся у подозреваемого или обвиняемого — в его одежде, среди имеющихся при нем вещей, а также на его теле (ст. 184). Дополнительной целью личного обыска подозреваемого и обвиняемого, помещаемого под стражу, является обнаружение и изъятие предметов, запрещенных к хранению и использованию в местах содержания под стражей.

Личный обыск производится в присутствии понятых и других лиц одного пола с обыскиваемым по судебному решению. Без судебного решения проводится личный обыск перед помещением под стражу, личный обыск лица, проводимый в уже обыскиваемом помещении (ч. 2 ст. 184) и личный обыск в неотложных ситуациях (ч. 5 ст. 165).

2. Выемка

Выемка — это следственное действие, состоящее в процессуальном принудительном изъятии имеющих значение для дела определенных предметов и документов, когда точно известно, где и у кого они находятся (ст. 183 УПК).

Фактическими основаниями для производства выемки служат:

— нахождение определенного предмета или документа, имеющего значение для уголовного дела, в фактическом владении определенного лица (в данном помещении, ином месте, при нем или на нем);

— наличие опасности сокрытия или уничтожения данного предмета или документа;

— отсутствие необходимости их поиска органами предварительного расследования.

Таким образом, в отличие от обыска при производстве выемки отсутствуют поисковые действия.

Порядок производства выемки такой же, как и при обыске.

По судебному решению производится выемка в жилище и выемка документов, содержащих: информацию о вкладах и счетах в кредитных учреждениях; адвокатскую тайну; почтово-телеграфные отправления и иные сообщения.

С санкции прокурора производится выемка предметов и документов, содержащих государственную или иную охраняемую федеральным законом тайну (личную, семейную, врачебную, коммерческую, служебную и др. ).

3. Наложение ареста на почтово-телеграфные отправления, их осмотр и выемка

Наложение ареста на почтово-телеграфные отправления, их осмотр и выемка производится по судебному решению на уже существующие носители (отправления) и исполняется операторами почтовой связи (ст. 185). Основанием для наложения ареста являются доказательства о том, что почтово-телеграфные отправления могут содержать относимую к делу информацию. Получение этой информации составляет конечную цель данного следственного действия.

Порядок производства данного следственного действия складывается из следующих этапов.

1) Вынесение следователем с согласия прокурора постановления о возбуждении перед судом соответствующего ходатайства и получение разрешения суда.

2) Исполнение ареста почтово-телеграфных отправлений оператором связи, который уведомляет следователя о факте задержания отправлений.

3) Осмотр и выемка отправлений в присутствии понятых из числа работников данного учреждения связи.

4) Арест отменяется постановлением следователя, когда в нем отпадает необходимость, с уведомлением об этом суда.

4. Контроль и запись переговоров

Контроль и запись переговоров как следственное действие состоит: а) в поручении следователем специализированным органам вести прослушивание и запись переговоров путем использования любых средств коммуникации лиц, которые могут располагать сведениями, имеющими значение для уголовного дела; б) в истребовании полученной фонограммы; в) в фиксации содержания переговоров в протоколе (п. 141 ст. 5; ст. 186).

Данное следственное действие отличается от ареста и выемки почтово-телеграфных отправлений по двум основным признакам: 1) предметом ареста и выемки служат носители информации, уже созданные самими участниками письменных переговоров (записки, письма электронной почты), а контролю подвергаются устные переговоры, которые записываются на фонограмму по поручению следователя; 2) контроль и запись осуществляет специализированное оперативное подразделение органа дознания. а в выемке почтовых отправлений принимает участие обычный (неконспиративный) оператор связи.

Основанием контроля и записи переговоров являются данные о возможности получения относимых к делу сведений из переговоров различных лиц. В качестве специального условия данного следственного действия закон признает наличие производства по тяжкому или особо тяжкому преступлению.

По общему правилу контроль и запись переговоров производится по судебному решению. Без судебного решения данное следственное действие производится по письменному заявлению одного из участников переговоров, когда существует реальная угроза совершения насилия, вымогательства или иных преступных действий в отношении потерпевшего, свидетеля, их близких.

Срок контроля и записи переговоров не может превышать срока предварительного следствия и устанавливается в пределах шести месяцев.

Владение, основанное на праве собственности, аренды или ином законном основании.

К оглавлению 1-е изд. | 2-е изд. | 3-е изд. | 4-е изд. | 5-е изд. | 6-е изд

Статья 176. Основания производства осмотра

1. Осмотр места происшествия, местности, жилища, иного помещения, предметов и документов производится в целях обнаружения следов преступления, выяснения других обстоятельств, имеющих значение для уголовного дела.

2. В случаях, не терпящих отлагательства, осмотр места происшествия может быть произведен до возбуждения уголовного дела.

1. Осмотр как следственное действие — это личное восприятие и процессуальная фиксация внешних признаков объектов, к которым, как правило, имеется свободный доступ.

Термин «осмотр» свидетельствует о преимущественном применении метода визуального наблюдения. Однако при осмотре объекты воспринимаются всеми органами чувств. Так, в протоколе могут быть зафиксированы результаты прослушивания звукозаписи, температура объекта, резкий запах.

2. Об общих целях и основаниях следственных действий см. комм. к ст. 164.

3. Кодекс указывает две цели следственного осмотра:

а) обнаружение следов преступления. Следы здесь понимаются в широком смысле, в том числе к ним относятся предметы, обладающие признаками вещественных доказательств;

б) выяснение других обстоятельств, имеющих значение для дела. Эта цель предполагает выяснение обстановки места осмотра, обнаружение трупов. Не является целью осмотра — обнаружение разыскиваемых лиц, так как это одна из специальных целей обыска.

в) этот список надо дополнить третьей важной целью осмотра (которая вытекает из общих целей любого следственного действия) — процессуальная фиксация признаков осматриваемых объектов (в том числе с изъятием и упаковкой следов, записью в протоколе).

4. Основанием осмотра являются сведения о том, что в результате обозрения доступного для следователя объекта можно получить имеющую значение для дела информацию. Доступность объекта сводит принуждение при осмотре к минимуму (оцепление, запрет дорожного движение в месте осмотра). Это позволяет проводить осмотр на основе любых данных, (даже когда источник осведомленности не известен). Поэтому для производства осмотра не требуется вынесение постановления.

Исключение составляет принудительный осмотр жилища против воли проживающих в нем лиц (см. комм. к. ч. 5 ст. 177).

5. Осмотр следует отличать от сходного с ним следственного действия — обыска. Осмотр менее принудителен и имеет более широкие цели (исследование и фиксация обстановки). Изложенное позволяет определить, в каком случае надо проводить осмотр, а в каком — обыск. Самая тонкая грань та, которая отграничивает обыск от принудительного осмотра в жилище. Если проживающие в помещении лица не дают согласия на проведение там следственного действия, но нет причин полагать, что это связано с их намерением сокрыть следы преступления (отказ объясняется другими мотивами: например, нежеланием посвящать посторонних в свою частную жизнь, тратить время на помощь следствию, негативным отношением к правоохранительным органам и т.п.), то имеется основание для проведения осмотра без согласия проживающих лиц (ч. 5 ст. 177). Когда же опасность сокрытия следов преступления этими лицами достаточно вероятна, то имеются основания для проведения обыска. Кроме того, в отличие от обыска, при проведении осмотра не допускается принудительный поиск (в том числе, вскрытие расположенных внутри жилища хранилищ, повреждение имущества). Принудительный элемент осмотра рассматриваемого вида исчерпывается исключительно лишь проникновением представителей правоохранительных органов в жилище против воли проживающих в нем лиц — далее он проводится по общим правилам, предусмотренным для этого следственного действия. Однако в обоих случаях на проведение этих следственных действий требуется получение разрешения суда (ст. 165), ибо они ограничивают конституционное право личности на неприкосновенность жилища.

Следственный осмотр следует отграничивать от оперативного обследования объектов и административных досмотра (ст. 27.7., 27.9. КоАП) и осмотра (Ст. 27.8. КоАП), которые не имеют уголовно-процессуальной формы. Результаты оперативных и административных действий после их процессуального собирания в порядке ст. 86 УПК могут стать доказательствами в виде иных документов (ст. 84 УПК).

Осмотр как самостоятельное следственное действие необходимо отличать и от сходных с ним элементов других следственных действий (восприятие почтово-телеграфных отправлений, изымаемых при обыске предметов, местности при проверке показаний).

6. Процессуальный закон указывает виды осмотра преимущественно по его объектам:

1) осмотр места происшествия. О нем см. комм. к ч. 2 ст. 176;

2) осмотр местности. В редких случаях местность не совпадает с местом происшествия (когда на объекте осмотра заведомо отсутствуют следы преступления, и он преследует цель изучения обстановки). Например, осматривается место, описанное обвиняемым, где он якобы находился в момент совершения преступления (алиби);

3) осмотр жилища. Он может быть связан с принуждением, поэтому особо регламентирован. См. комм. к ч. 5 ст. 177;

4) осмотр иного помещения связан с необходимостью обеспечения присутствия владельца помещения. См. комм. к ч. 6 ст. 177;

5) осмотр предметов и документов. См. комм. к ч. 3 ст. 177;

6) осмотр трупа. См. комм. к ст. 178;

7) в практике принято выделять еще и осмотр животных (которые не подпадают под буквальный смысл термина «предметы»).

7. Часть вторая комментируемой статьи указывает особенности осмотра места происшествия. Местом происшествия считается то место, где произошло интересующее следствие событие, например, оставлены какие-либо следы преступления. В этом значении (по объекту осмотра) местом происшествия может быть любая местность, жилище, иное помещение, что на практике может вызывать вопросы: например, если жилище является местом происшествия, а проживающие в нем лица возражают против осмотра, то можно ли осмотр жилища произвести до возбуждения дела как осмотр места происшествия? Представляется, что осмотр места происшествия как разновидность этого следственного действия выделяется не только и не столько по объекту осмотра, сколько по другому критерию — его неотложности. Главное для осмотра места происшествия — наличие неотложной ситуации, угрозы утраты следов преступления и т.д. (о понятии неотложной ситуации см. комм. к ст. 157, ч. 5 ст. 165). Поэтому неотложный осмотр жилища против воли проживающих в нем лиц, если оно является местом происшествия, может быть проведен (с соблюдением правил о судебном контроле и прокурорском надзоре, установленных ч. 5 ст. 165) и до возбуждения уголовного дела. В подтверждение такого вывода можно сослаться на бланк постановления следователя (дознавателя) о производстве осмотра жилища в случаях не терпящих отлагательства (приложение 84 к ст. 476 УПК), в котором упоминается рассмотрение им не только материалов уголовного дела, но и доследственной проверки (в порядке ст. 144 УПК). (Примечание: в предыдущем издании была высказан иная позиция.) При этом особенно важно подчеркнуть, что такой осмотр не должен перерастать в фактический обыск, ибо производство обыска до возбуждения уголовного дела законом не разрешено. Несоблюдение данного ограничения влечет недопустимость всех полученных при этом доказательств.

В судебном следствии также может быть проведен осмотр местности и помещения (ст. 287 УПК), которые вполне могут являться и местом совершения преступления, местом обнаружения следов, и которые во время предварительного расследования могли осматриваться как место происшествия. Один и тот же объект (например, квартира убитого) во время предварительного расследования может являться местом происшествия, а во время судебного следствия перестает считаться таковым и рассматривается просто как помещение. То есть в судебном следствии никогда не может быть осмотра места происшествия, потому что всегда отсутствует неотложная ситуация.

Из этого вытекают важные практические следствия:

1) до возбуждения уголовного дела можно проводить только неотложный осмотр места происшествия (места, где имеются следы преступления). В том числе под осмотр места происшествия подпадает осмотр местности, помещений и жилища, предметов и документов, трупа (если нет необходимости в принудительной эксгумации), животных;

2) осмотр местности, жилища и иных помещений не является осмотром места происшествия и его нельзя проводить до возбуждения дела, если с его помощью устанавливаются не следы преступления, а иные подлежащие доказыванию обстоятельства. Например, осмотр места жительства несовершеннолетнего обвиняемого для выяснения его условий жизни и воспитания; осмотр места, описанного обвиняемым, где он якобы находился в момент совершения преступления для проверки его алиби;

3) повторного осмотра места происшествия быть не должно. После первого осмотра обычно утрачивается неотложность ситуации, поэтому последующие осмотры являются уже осмотром местности, помещения (а не осмотром места происшествия);

8. Осмотр места происшествия может быть проведен до вынесения постановления о возбуждении уголовного дела. Об этом см. комм. к ст. 146.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Наверх