Куперс

Бухучет и анализ

Основания снятия с налогового учета

2.3. Налоговый переучет организаций и снятие с налогового учета.

Несмотря на то, что в наименовании ст. 84 НК РФ присутствует термин «переучет”, Налоговый кодекс не раскрывает это понятие. Как правило, налоговый переучет связан с такими изменениями характеристик организации, которые приводят к необходимости изменения территориального налогового органа, в котором организация состоит на налоговом учете. В связи с этим основанием для налогового переучета является изменение места нахождения организации (либо ее юридического адреса) .

Согалсно новому законодательству, задача налоговых органов — не только постановка на налоговый учет организаций, но и внесение изменений в сведения о них. Эти изменения учитываются на основании сведений, содержащихся в Едином государственном реестре юридических лиц.

Например, ранее организации, изменившей свой адрес, необходимо было подать заявление о снятии с учета в налоговый орган по своему месту нахождения, а затем — заявление о постановке на учет в налоговом органе по новому месту нахождения. Теперь делать это не нужно .

Организации достаточно сообщить об изменении адреса в налоговый орган по прежнему месту нахождения. На основании полученных сведений налоговый орган сам снимет организацию с учета и передаст необходимые сведения в налоговый орган по ее новому месту нахождения для постановки на учет (п.3 ст.84 НК РФ в новой редакции).

Порядок внесения изменений и снятия с учета должен быть установлен Правительством РФ.

Федеральным законом установлено, что изменения в сведениях об организациях или индивидуальных предпринимателях подлежат учету налоговым органом по месту нахождения организации или по месту жительства индивидуального предпринимателя на основании сведений, содержащихся соответственно в едином государственном реестре юридических лиц, едином государственном реестре индивидуальных предпринимателей, в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

Если налогоплательщик изменил место нахождения, снятие с учета налогоплательщика осуществляется налоговым органом, в котором налогоплательщик состоял на учете на основании сведений, содержащихся соответственно в едином государственном реестре юридических лиц, установленном Правительством Российской Федерации.

Постановка на учет налогоплательщика в налоговом органе по новому месту нахождения осуществляется на основании документов, полученных от налогового органа по прежнему месту нахождения налогоплательщика.

В случае ликвидации или реорганизации организации, снятие с учета осуществляется в том же порядке. В целях координации деятельности ответственных органов, постановлением Правительства РФ от 26 февраля 2004 г. N 110 утверждены «Правила взаимодействия регистрирующих органов при государственной регистрации юридических лиц в случае их реорганизации» .

Дети в наше время стремятся быстрее испытать все прелести взрослой жизни – употребляют недозволенные напитки и лекарственные средства, сквернословят, агрессивно себя ведут со взрослыми, пропускают занятия, а порой совершают поступки, наказуемые уголовно или административно.

Детей, неоднократно попадающих в поле зрения органов правопорядка, берут на заметку участковые инспекторы.

Перечень Критериев постановки на учет в комиссию по делам несовершеннолетних и защит их прав, утвержден постановлением Кабинета министров Чувашской Республики от 29 ноября 2007 г. № 310 «Об утверждении правил формирования единой базы данных о выявленных безнадзорных, беспризорных несовершеннолетних и семьях, находящихся в социально – опасном положении, в которых воспитываются несовершеннолетние дети»:

— употребление алкогольной и спиртосодержащей продукции, пива и напитков, изготавливаемых на его основе, наркотических средств, психотропных и одурманивающих веществ;

— бродяжничество и попрошайничество;

— совершение правонарушений или антиобщественных действий;

— проживание в антисанитарных условиях и без определенного места жительства;

— нахождение без надзора со стороны родителей;

— нахождение в обстановке, представляющей опасность для жизни и здоровья.

Ребенок, который посягнул на чужую собственность или принял активное участие в драке, как правило, воспитывается в среде, которая отличается неуважительным отношением к нормам морали либо же вседозволенностью. А теперь добавим к вышеуказанным ситуациям переходной возраст, отличающийся повышенной гормональной возбудимостью и становлением характера, а также желанием самоутвердиться за счет модели поведения, которая присуща окружающим взрослым людям. Получается гремучая смесь, которая в мгновение может пробудить жестокость и привести к самым тяжким последствиям.

В своей деятельности комиссия по делам несовершеннолетних и защите их прав совместно с субъектами профилактики руководствуются Федеральным законом от 24.06.1999 N 120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних».

Основной сложностью пребывания в поле зрения КДН и ЗП и ПДН является постоянный опрос на предмет участия в тех или иных правонарушениях, а также контроль за повседневным поведением, посещение на дому, проведение профилактических бесед.

Также о поведении и успеваемости детей ежеквартально отчитывается школа и субъекты профилактики, которые принимают деятельное участие в судьбе проблемных подростков.

Как избежать?

Безусловно, лучшим решением проблемы постановки на учет является примерное поведение. Однако его многие подростки гарантировать просто не в силах.

Именно поэтому избежать постановки на учет можно только в случае, если остерегаться конфликтных ситуаций и неблагонадежных друзей, а также не совершать противоправные поступки.

Если же соприкосновения с указанными ситуациями избежать не удается, желательно иметь как минимум хорошую успеваемость и вежливо обращаться с окружающими. Они могут потом дать хорошую характеристику, которая сыграет ведущую роль и, возможно, спасет от постановки на учет.

Чем грозит постановка на учет несовершеннолетнему? Последствия постановки на учет несовершеннолетних нельзя назвать слишком серьезными. Однако это может помешать во взрослой жизни. Так, например, человек, который в несовершеннолетнем возрасте состоял на учете в полиции, не может учиться в учреждениях юридического направления и работать в организациях, связанных с правоохранением.

О вопросах, связанных с комиссией по делам несовершеннолетних и защите их прав, постановкой на учет, о её последствиях ответственный секретарь КДН и ЗП при администрации Порецкого района Климова И.В. поговорила с учащимися МАОУ «Семеновская СОШ».

Вопросы, рассмотренные в материале:

  • Какими могут быть основания для снятия с учета в налоговом органе
  • Как сняться с учета в налоговом органе ИП
  • Как происходит снятие с учета в налоговых органах юридического лица в связи ликвидацией компании
  • Каков порядок снятия с учета в налоговом органе обособленного подразделения

Прекращение деятельности или реорганизация компании или ИП, а также изменение юридического адреса – явления, встречающиеся довольно часто в современном бизнесе. В таких случаях необходимо снятие с учета в налоговом органе. И хотя в нормативных актах подробно прописан порядок действий налогоплательщика, многие предприниматели нуждаются в разъяснениях. Далее мы рассмотрим основные сложности при проведении этой процедуры.

Основания для снятия с учета в налоговом органе

Перечислим причины для снятия налогоплательщика с учета.

Реорганизация. Если несколько юридических лиц приняли решение о слиянии, присоединении, преобразовании или разделении, то ИНН тех компаний, которые прекратили свою деятельность в результате реорганизации, становятся недействительными после проведения процедуры. Орган государственной регистрации информирует инспекции, где данные налогоплательщики состояли на налоговом учете, о прекращении их деятельности для снятия с учета.

Образованные при реорганизации компании подлежат постановке на учет аналогично вновь созданным. Вместе с пакетом документов о государственной регистрации представителю компании выдается свидетельство о постановке на учет в налоговом органе.

Ликвидация. При исключении налогоплательщика из ЕГРЮЛ (ЕГРИП) его ИНН становится недействительным. Предпринимателю выдается справка, подтверждающая снятие с налогового учета.

Прекращение деятельности филиала или обособленного подразделения. При закрытии обособленного подразделения необходимо уведомить налоговый орган по адресу местонахождения в трехдневный срок с момента ликвидации подразделения или филиала.

Также снятие с учета необходимо, если организация изменила адрес местонахождения или индивидуальный предприниматель поменял место жительства. Извещение об изменении адреса предоставляется в налоговый орган, далее налогоплательщик снимается с учета. В течение одного дня после снятия происходит постановка на учет по новому адресу. При этом ИНН остается прежним, а вот КПП будет присвоен новый.

Снятие с учета в налоговом органе иностранной организации, имеющей филиалы и представительства в РФ, занимает до пяти дней и происходит в том же порядке, что и для российских организаций.

Этот порядок действует для следующих категорий налогоплательщиков:

  • физических лиц;
  • компаний, зарегистрированных в Российской Федерации;
  • компаний-нерезидентов, имеющих филиалы или представительства в РФ;
  • нотариусов, занимающихся частной практикой;
  • компаний-нерезидентов, работающих через аккредитованные филиалы в РФ.

Инспекция по новому местонахождению или регистрации обязана поставить налогоплательщика на учет на основании данных, переданных от ФНС по прежнему адресу.

Как было отмечено, ИНН при переходе в другую налоговую не меняется. Этот номер присваивается один раз. А вот бланк свидетельства выдается новый, с указанием номера инспекции и КПП по новому местонахождению.

В случае реорганизации или ликвидации юридического лица снятие с учета проводится на основании данных ЕГРЮЛ. Для индивидуальных предпринимателей при прекращении деятельности основанием для снятия с учета являются данные ЕГРП.

В случаях, когда во время процедуры ликвидации российской или иностранной организации налоговый орган проводит выездную или камеральную проверку деятельности, снятие с учета происходит после окончания ревизии.

В целях обеспечения объективных данных ИНН налогоплательщика не может быть изменен до окончания проверки.

Как проводится выездная налоговая проверка, видео:

Снятие с учета в налоговом органе ИП

Процедура снятия с налогового учета индивидуального предпринимателя должна соответствовать требованиям закона. Чтобы исключить штрафные санкции от фискальных органов, необходимо провести ряд мероприятий. Решение о прекращении деятельности составляет сам ИП или его доверенное лицо. Этот документ заверяется у нотариуса. Каков порядок действий предпринимателя при закрытии?

Перед снятием с учета налогоплательщик обязан сдать в ФНС все отчеты и погасить задолженность по налогам. В случае, когда деятельности не было, нужно сдать нулевую отчетность.

Если отчеты за прошлые периоды по каким-то причинам не сдавались, нужно составить и сдать необходимые налоговые декларации. Это требуется для проверки задолженности перед бюджетом. В случае непредставления данных могут быть начислены штрафные санкции, которые увеличат время и осложнят процесс снятия с учета. Кроме того, обнаружив недостоверные данные, налоговый орган может провести внеплановую проверку. До завершения контрольно-ревизионных мероприятий снятие с учета невозможно.

Топ-3 статей, которые будут полезны каждому руководителю:

  • Как оплатить страховые взносы
  • Как минимизировать налоги и не заинтересовать налоговую
  • Как уволить главного бухгалтера: нюансы процедуры

После сдачи отчетности и уплаты налогов следует подготовить комплект бумаг для снятия с учета.

В отличие от организаций ИП обязаны представить только два документа:

  • Заявление по форме Р26001. Его можно составить в бумажном или электронном виде. Бланк получают в инспекции или скачивают с сайта налоговой службы.
  • Квитанция об оплате госпошлины. Образец можно найти на сайте и оплатить в Сбербанке или любом другом банке.

Эти документы сдаются в инспекцию по месту регистрации ИП. Перед подачей необходимо проверить правильность заполнения бланка. В случае ошибок в снятии с учета будет отказано.

Способы подачи заявления на снятие с учета:

  • личное обращение. Это наиболее простой и экономичный способ. Недостатком может быть лишь наличие очереди;
  • через законного представителя. Доверенность можно оформить в фирме, предоставляющей юридическую поддержку. В этом случае потребуется оплатить услуги этой компании и нотариуса за оформление доверенности. Однако это позволит сэкономить время;
  • ценным письмом с описью вложения. Этот способ может подойти, если снятие с учета не является срочным. Перед отправкой следует проверить заполнение бланка. Если налоговый орган обнаружит ошибки, в снятии с учета будет отказано, а документы отправят обратно;
  • по электронным каналам связи. Такой способ возможен, если у индивидуального предпринимателя есть электронная подпись.

Документы рассматриваются в срок до пяти рабочих дней. Если принято положительное решение о снятии с учета в налоговом органе физического лица, ИП выдадут соответствующую справку. Получить ее можно, обратившись в налоговый орган лично с паспортом или через представителя.

Если в течение установленного срока за документом никто не явился, налоговый орган отправляет его почтой России на старый адрес ИП.

Если в снятии с учета было отказано, предприниматель получит документ, в котором будет содержаться причина отказа.

После получения справки о прекращении деятельности статус индивидуального предпринимателя меняется на статус физического лица.

Однако это не освобождает от следующих обязанностей:

  • Закрытие расчетного счета. Данная процедура не является обязательной, но сделать это необходимо во избежание начислений платы за расчетно-кассовое обслуживание. Банки взимают эту плату независимо от того, проводились операции по счету или нет.
  • Снятие с учета кассы. Для этого нужно вызвать специалиста из фирмы, осуществляющей техническое обслуживание ККТ. В налоговый орган необходимо отправить последний фискальный отчет и заявление о снятии с учета кассовой техники. Допускается представление документов в электронном виде. Государственная пошлина не взимается.
  • Уничтожение печати, если ИП имел зарегистрированную печать. Для этого нужно подать в ФНС соответствующее заявление.

Прекращение деятельности не освобождает предпринимателя от выполнения требований кредиторов. Отсутствие выручки не делает невозможным взыскание задолженности за поставленные товары или выполненные работы (услуги). В случае судебного разбирательства взыскание может быть обращено на личное имущество физического лица.

Снятие с учета в налоговых органах юридического лица в связи с ликвидацией компании

Принимая решение ликвидировать фирму, руководитель обязан в трехдневный срок с момента подписания соответствующего документа поставить в известность налоговую о начале процедуры ликвидации.

Сообщение составляется в письменной форме с приложением копий следующих документов:

  • решение о ликвидации компании либо иной документ, например протокол собрания учредителей, где выражается такое решение;
  • описание порядка и сроков проведения процедуры;
  • документ об образовании ликвидационной комиссии.

Административным законодательством установлены штрафные санкции для обществ с ограниченной ответственностью за несвоевременное предоставление данных о ликвидации. За первичное нарушение компания может быть оштрафована на 5000 руб. При отсутствии необходимого пакета документов после наложения этого штрафа компании грозит штраф в 20 000 руб.

После принятия положительного решения о ликвидации регистрирующий орган заносит соответствующую запись в ЕГРЮЛ и в пятидневный срок сообщает в ФНС, внебюджетные фонды (Пенсионный фонд, Фонд социального страхования), а также в орган статистики о начале процесса ликвидации юридического лица.

После получения этих сведений налоговый орган выполняет ряд необходимых мероприятий. Процесс ликвидации проходит под контролем налоговиков с момента начала до внесения записи в ЕГРЮЛ о прекращении деятельности юридического лица. Это характерно для Москвы и других крупных городов РФ.

В обязанности ФНС входит:

  • сбор данных по обособленным подразделениям, филиалам и представительствам компании о наличии имущества, подлежащего постановке на учет в налоговых органах: недвижимости, транспортных средств и др.;
  • проведение сверки расчетов и взыскание с компании задолженности перед бюджетом по налогам и другим обязательным платежам, если таковая задолженность имеется. Данный порядок регламентирован ст. 4 Налогового кодекса РФ;
  • при отсутствии необходимой суммы на расчетных счетах организации обеспечить покрытие задолженности перед бюджетом за счет средств или личного имущества учредителей организации (в соответствии с нормами Гражданского кодекса РФ, устанавливающими субсидиарную ответственность).

Помимо этого, начальник налоговой службы издает распорядительный документ о проведении налоговой ревизии организации, находящейся в процессе ликвидации. Проверка может быть как камеральной, так и выездной. Ревизионные мероприятия проводятся с целью контроля полноты и своевременности начисления и уплаты налогов и других обязательных платежей.

В свою очередь, орган государственной регистрации обязан во время процесса ликвидации внести в ЕГРЮЛ следующие записи:

  • о составлении промежуточной (ликвидационной) бухгалтерской отчетности;
  • о государственной регистрации ликвидации юридического лица.

Основаниями для первого пункта являются:

  • промежуточная (ликвидационная) бухгалтерская отчетность – оригинал и копия, заверенная у нотариуса;
  • документальное подтверждение того, что сообщение о ликвидации опубликовано в СМИ (с указанием даты и текста публикации, а также наименования печатного издания);
  • протокол или решение учредителя об утверждении промежуточной бухгалтерской отчетности;
  • перечень кредиторов с указанием суммы и даты возникновения задолженности, а также порядок ее погашения.

После согласования отчетности на титульном листе ставится соответствующая отметка с подписью должностного лица и печать органа государственной регистрации. Оригинал отдается одному из членов ликвидационной комиссии, оформляется расписка о передаче документа. Второй экземпляр остается в архиве государственного органа.

После погашения задолженности перед кредиторами и перед бюджетом составляется итоговая ликвидационная отчетность. Этот документ должен пройти такую же процедуру согласования, как и промежуточная отчетность.

Последним этапом является представление в налоговый орган документов на ликвидацию компании. По результатам проверки документов выдается Свидетельство о государственной регистрации юридического лица в связи с его ликвидацией.

Снятие с учета в налоговом органе обособленного подразделения

В условиях экономического кризиса многие фирмы вынуждены снижать расходы, в том числе на содержание обособленных подразделений и филиалов.

В соответствии с определениями Гражданского кодекса РФ, обособленные подразделения организации – это филиалы и представительства, расположенные отдельно от местонахождения головной организации. Такие подразделения не являются юридическими лицами. Руководят обособленными подразделениями должностные лица, назначенные администрацией головной организации. Документом, подтверждающим полномочия этих лиц, является доверенность.

Каждому обособленному подразделению присваивается КПП в соответствии с адресом.

Порядок снятия с учета обособленного подразделения следующий:

  1. Снятие подразделения с налогового учета.
  2. Расторжение трудовых договоров с сотрудниками.

Если обособленное подразделение имеет статус филиала или представительства, снятие с учета осуществляется по местонахождению подразделения. Если же ОП не имеет такого статуса, процедура проводится по местонахождению головной организации.

Информация о филиале или представительстве содержится в учредительных документах юридического лица, а также в ЕГРЮЛ.

Соответственно, для ликвидации ОП необходимы следующие действия:

  • заполняется документ по форме С-09-3-2 и представляется в ФНС;
  • в учредительные документы головной организации вносятся соответствующие изменения.

Сообщение в налоговый орган должно быть подано в трехдневный срок с момента принятия решения о прекращении деятельности ОП любым удобным способом: лично, по доверенности, по электронным каналам связи, почтой России.

Первая редакция Налогового кодекса РФ, принятая в 1998 году, обязывала налогоплательщиков вставать и сниматься с учета путем подачи ими соответствующего заявления. Требование выглядело логично, потому что налоговый и регистрирующий орган на тот момент не совпадали.

С принятием в 2001 году закона «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» функция по регистрации перешла к налоговым инспекциям. Но старый порядок постановки и снятия с учета не изменился. Кардинальные изменения произошли только с 1 января 2004 года. В соответствии со ст. 83 НК РФ постановка и снятие с учета больше не требует участия налогоплательщиков, кроме некоторых случаев, о которых мы расскажем дальше. Прежде чем перейти к подробностям учета по каждому из оснований, определимся с рядом вопросов.

Для чего нужна постановка на налоговый учет

Ответ дан в статье 83 НК РФ. В целях проведения налогового контроля организации и физические лица подлежат постановке на учет в налоговых органах соответственно по месту нахождения организации, месту нахождения ее обособленных подразделений, месту жительства физического лица, а также по месту нахождения принадлежащих им недвижимого имущества и транспортных средств и по иным основаниям, предусмотренным НК РФ.

Кто и как осуществляет постановку на налоговый учет

В соответствии со статьями 32, 83 НК РФ эту работу делают налоговые органы на основании сведений ЕГРЮЛ (ЕГРИП), информации от органов, указанных в статье 85 НК РФ или заявлений (сообщений) налогоплательщиков.

Применяемые сокращения:

ОП — иное обособленное подразделение (склад, стационарное рабочее место и т.п.).

Ф/П — филиал, представительство.

Таблица 1 Постановка на учет

Мероприятие

Чем регулируется

Входные документы

Срок постановки на учет

Выходные формы

Создание организации

Ст. 12 ФЗ №129-ФЗ «О государственной регистрации юрлиц.. «, Приказ МНС РФ от 3.03.04 № БГ-3-09/178

Заявление по форме № Р11001;

3 дня со дня подачи документов для государственной регистрации

Свидетельство о постановке на учет в налоговом органе

решение о создании организации в виде протокола, договора или иного документа;

устав в 2-х экземплярах;

квитанция или платежное поручение об оплате государственной пошлины.

Создание обособленного подразделения (ОП)

Приказ Минфина РФ от 5.11.09 №114н, Письмо ФНС РФ от 03.09.2010 N МН-37-6/10623@

Создание ОП подтверждают, например: договор аренды помещения, где создано стационарное рабочее место; трудовой договор с сотрудником ОП; приказ о назначении на должность; приказ руководителя организации о создании ОП.

5 рабочих дней со дня получения сообщения

Уведомление о постановке на учет. Подробнее в статье

Создание филиала или представительства (Ф/П)

Ст. 17 ФЗ №129-ФЗ «О государственной регистрации юрлиц..», Приказ Минфина РФ от 5.11.09 № 114н, Письмо ФНС РФ от 03.09.2010 N МН-37-6/10623@

Заявление по форме № Р13001 (или уведомление Р13002)

5 дней со дня получения сведений о филиале (представительстве)

Уведомление о постановке на учет. Подробнее в статье

Теперь о некоторых нюансах для каждого основания постановки и снятия с учета.

Постановка на налоговый учет при создании организации

Регистрация и постановка на учет осуществляются налоговой инспекцией одновременно. Вы подаете только документы на создание, а уже на шестой день со дня их подачи ваша организация сможет в полном объеме приступить к хозяйственной деятельности.

После государственной регистрации инспекция присвоит вам основной государственный регистрационный номер (ОГРН), идентификационный номер налогоплательщика (ИНН) и код причины постановки на учет (КПП).

Обращаем внимание, что за осуществление деятельности без государственной регистрации установлена уголовная ответственность — ст. 171 УК РФ «Незаконное предпринимательство».

Постановка на налоговый учет при создании ОП

НК РФ различает три вида обособленных подразделений: филиал, представительство, иное обособленное подразделение. Для ясности предлагаем вам краткую таблицу терминов налогового права.

Таблица 2

Обособленное подразделение (ОП)

Любое территориально обособленное от нее подразделение, по месту нахождения которого оборудованы стационарные рабочие места. Признание обособленного подразделения организации таковым производится независимо от того, отражено или не отражено его создание в учредительных или иных организационно-распорядительных документах организации, и от полномочий, которыми наделяется указанное подразделение. При этом рабочее место считается стационарным, если оно создается на срок более одного месяца.

Ст. 11 НК РФ

Рабочее место

Место, где работник должен находиться или куда ему необходимо прибыть в связи с его работой и которое прямо или косвенно находится под контролем работодателя.

С. 209 ТК РФ

Филиал (Ф)

Обособленное подразделение юридического лица, расположенное вне места его нахождения и осуществляющее все его функции или их часть, в том числе функции представительства.

С. 55 ГК РФ

Представительство (П)

Обособленное подразделение юридического лица, расположенное вне места его нахождения, которое представляет интересы юридического лица и осуществляет их защиту.

Ст. 55 ГК РФ

Вы сообщаете о создании ОП в налоговую по юридическому адресу организации в месячный срок с момента создания. В случае изменения в сведениях вы подаете сообщение в ту же инспекцию в трехдневный срок (см. ст. 23 НК РФ). За нарушение сроков — ответственность по ст. 116 НК РФ и ст. 15.3 КоАП РФ, но не всегда. Если организация уже состоит на учете в налоговом органе по одному из оснований, указанных в ст. 83 НК РФ, то к ней не применяется ответственность за неподачу заявления для постановки на учет по иному упомянутому в этой статье основанию (см. п. 39 Постановления Пленума Вас РФ от 28.02.01 № 5).

Постановка на налоговый учет при создании филиала

Новая редакция ст. 23 НК РФ не обязывает налогоплательщика подавать сообщение о создании Ф/П. Это означает, что в данном случае не применима ответственность по п. 1 ст. 116 НК РФ. Что касается п. 2 этой правовой нормы, то тут ситуация следующая. После изменений, внесенных в НК РФ Федеральным законом от 27.07.10 № 229-ФЗ, обязанность по постановке на учет осталась у организаций, создающих ОП (кроме филиалов и представительств); у лиц, получающих доход, облагаемый ЕНВД. Поэтому только эти две группы лиц являются субъектами ответственности по п. 2 ст. 116 НК РФ. В итоге получается, что организации, ведущие деятельность через Ф/П без постановки на учет, не попадают под п. 2 ст. 116 НК РФ. В общем, ситуация неоднозначная, а судебной практики пока нет. Мы предлагаем (во избежание ненужных споров с налоговой) сначала получить уведомление о постановке на учет, а потом начинать работу через Ф/П. Изменения в сведения о Ф/П делаются в том же порядке, что и создание.

Согласно ст. 5 Закона о государственной регистрации юридическое лицо обязано сообщить в налоговый орган об изменении сведений в ЕГРЮЛ в 3-дневный срок. В случае, если изменение указанных в пункте 1 статьи 5 сведений произошло в связи с внесением изменений в учредительные документы, внесение изменений в ЕГРЮЛ согласно главы VI закона. В этой главе срока для внесения изменений в учредительные документы нет. Следовательно, закон о регистрации не устанавливает срок на внесение изменений в учредительные документы, в том числе в связи с созданием филиала (представительства). Из ст. 23 НК РФ исключена обязанность налогоплательщика сообщать о создании филиала или представительства.

Снятие с налогового учета при реорганизации, ликвидации, изменении адреса

Мероприятие

Чем регулируется

Основание

Срок постановки на учет

Выходные формы

Реорганизация

Статьи 14, 17 №129-ФЗ «О государственной регистрации юрлиц», Приказ МНС РФ от 3.03.04 № БГ-3-09/178

Заявление о государственной регистрации юридического лица, создаваемого путем реорганизации, по форме № Р12001;

1 рабочий день со дня внесения записи в ЕГРЮЛ

Свидетельство о внесении записи в ЕГРЮЛ, уведомление о снятии с учета

учредительные документы в 2х экземплярах;

решение о реорганизации

договор о слиянии в случаях, установленных законом;

передаточный акт или разделительный баланс;

квитанция или платежное поручение об уплате госпошлины

Ликвидация

Статья 21 Федерального закона «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей», Приказ МНС РФ от 3.03.04 № БГ-3-09/178

Заявление о государственной регистрации ликвидации юридического лица по форме Р16001

1 рабочий день со дня внесения записи в ЕГРЮЛ

Свидетельство о внесении записи в ЕГРЮЛ, уведомление о снятии с учета

ликвидационный баланс

квитанция или платежное поручение об уплате госпошлины

Изменение адреса (места нахождения)

Статья 17 Федерального закона «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей», Приказ МНС РФ от 3.03.04 № БГ-3-09/178

Заявление о государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы, по форме № Р13001

1 рабочий день со дня внесения записи в ЕГРЮЛ

Свидетельство о внесении записи в ЕГРЮЛ, уведомление о снятии с учета. На учет по новому адресу ставит налоговый орган. Организации выдается (направляется почтой) новое свидетельство ИНН

решение о внесении изменений в учредительные документы в связи с изменением адреса

изменения, вносимые в учредительные документы, в 2х экземплярах

квитанция или платежное поручение об оплате государственной пошлины

Прекращение деятельности через ОП

Приказ Минфина РФ от 5.11.09 №114н, Письмо ФНС РФ от 03.09.2010 N МН-37-6/10623@

Сообщение о прекращении деятельности через Ф/П по форме, утвержденной Приказом ФНС РФ от 09.06.2011 № ММВ76/362@

10 дней со дня получения сообщения

Уведомление о снятии с учета

Прекращение деятельности через ОП подтверждает, например: приказ об увольнении единственного работника ОП, приказ о прекращении деятельности через ОП

Прекращение деятельности через Ф/П

Ст. 17 Федерального закона «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей», Приказ Минфина РФ от 5.11.09 № 114н, Письмо ФНС РФ от 03.09.2010 N МН-37-6/10623@

Заявление по форме № Р13001 (или уведомление Р13002)

10 дней со дня получения выписки из ЕГРЮЛ или сообщения

Уведомление о снятии с учета

Решения о закрытии Ф/П и о внесении изменений учредительные документы

устав в 2х экземплярах

квитанция или платежное поручение об оплате государственной пошлины

Сообщение о прекращении деятельности через Ф/П по форме, утвержденной Приказом ФНС РФ от 09.06.2011 № ММВ76/362@

Реорганизация. Если реорганизация проходила в форме слияния, разделения, присоединения или преобразования, то ИНН ликвидированных организаций признаются недействительными. Инспекция извещает другие налоговые органы, имеющие отношение к этим организациям, о снятии их с учета. Постановка на учет образованных в результате реорганизации юридических лиц проходит в том же порядке, что и при обычном создании. Одновременно с документами по государственной регистрации выдается «Свидетельство о постановке на учет российской организации в налоговом органе по месту её нахождения».

Ликвидация. ИНН ликвидированной организации признается недействительным. О снятии с учета выдается уведомление.

Изменение адреса. Обращаем ваше внимание на то, что при смене места нахождения вы можете столкнуться с двумя проблемами. Первая — проверка предприятия налоговой инспекцией и внебюджетными фондами. Вторая — новый адрес в «черном списке» налоговой как адрес «множественной регистрации». Тут не исключен конфликт с новой инспекцией, вплоть до судебных разбирательств о признании государственной регистрации недействительной. Особо хотим отметить такой момент, как изменение наименования организации. Ваш порядок действий аналогичен смене адреса. Вместе со свидетельством о государственной регистрации изменений вы получите новое свидетельство ИНН.

Прекращение деятельности через ОП или Ф/П. Сообщение о прекращении подается налогоплательщиком в инспекцию по юридическому адресу организации в течение трех дней со дня прекращения деятельности (закрытия).

Постановка на учет при выборе ЕНВД. В соответствии со ст. 346.28 НК РФ юридические лица и ИП, осуществляющие виды деятельности, облагаемые единым налогом на вмененный доход, обязаны встать на учет как плательщики ЕНВД. После постановки налоговый орган выдает налогоплательщику уведомление.

Особенности постановки на налоговый учет для индивидуального предпринимателя

Постановка на учет осуществляется инспекцией по месту жительства физического лица. Если у вас нет ИНН, то инспекция присваивает его и оформляет два документа — свидетельство и уведомление. Если ИНН имеется, то выдается только уведомление. При прекращении деятельности в качестве ИП инспекция снимает физическое лицо с учета на основании выписки из ЕГРИП. ИНН при этом не меняется и остается действующим. Гражданину выдается «Уведомление о снятии с учета физического лица в налоговом органе» одновременно с документами о государственной регистрации. При смене адреса инспекция снимает ИП с учета по выписке из ЕГРИП и выдает уведомление о снятии. Инспекция по новому адресу вручает предпринимателю новое свидетельство и уведомление о постановке на учет. При изменении ФИО у ИП вы подаете документы на внесение изменений в ЕГРИП и получаете в итоге свидетельство о государственной регистрации, новое свидетельство ИНН.

Что делать в случае утраты свидетельства ИНН? Согласно Правилам ведения Единого государственного реестра налогоплательщиков, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 26.02.2004 N 110 повторная выдача свидетельства при его утрате стоит 200 рублей, а срочная 400 рублей.

Для получения документа организация представляет в налоговую инспекцию по своему месту нахождения:

  1. Заявление о повторной выдаче в связи с утратой;
  2. Квитанцию об уплате 200 (400) рублей.

Срок предоставления не более 5 дней со дня получения запроса. Срочное предоставление информации осуществляется не позднее рабочего дня, следующего за днем получения запроса.

И в заключение, несколько слов об электронном обмене документами по постановке и снятию с учета. Если организации или физические лица желают получить свидетельства или уведомления в электронном виде, то им нужно направить в инспекцию запрос по форме, установленной Приказом ФНС РФ от 11.08.2011 № ЯК-7-6/488@.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Наверх