Куперс

Бухучет и анализ

Освоение природных ресурсов

Учет природных ресурсов

Учет природных ресурсов базируется на создании системы кадастров. Кадастровая форма предоставления информации о природных ресурсах является общепризнанной в мировой практике.

Кадастр природных ресурсов — это систематизированный свод сведений количественных, качественных и территориально-адресных показателей, характеризующих определенный вид природных ресурсов, включая экономическую оценку, а также характер изменений состояния ресурсов под воздействием природных, техногенных и экономических факторов. Кроме того, кадастр может включать рекомендации по рационализации использования ресурсов и необходимым мерам их охраны.

Существующая система природно-ресурсных кадастров включает в себя:

  • — государственную регистрацию природопользователей;
  • — количественной учет природных ресурсов;
  • — бонитировку природных ресурсов;
  • — экономическую оценку природных ресурсов.

Основными принципами формирования этой системы являются обеспечение требований комплексного природопользования, полной достоверности количественного и качественного учета природных ресурсов, распределение их по пользователям и территории, оценка фактического состояния природно-ресурсного потенциала.

Для составления кадастра используются данные инвентаризации природных ресурсов, которая представляет собой выявление и периодический учет количества, качества, динамики запасов и изменений в процессе эксплуатации различных видов природных ресурсов.

Создание системы кадастров является фундаментальной проблемой управления хозяйственной эксплуатации и охраны природных ресурсов. Управление природными ресурсами в условиях перехода к рыночным отношениям возможно при исчерпывающей и комплексной информации, предоставляемой в удобной и концентрированной форме.

Показатели экономической оценки, отражаемые в кадастрах природных ресурсов делятся на исходные и расчетные.

В результате экономической оценки природных ресурсов определяются следующие показатели:

  • • валовые показатели оценки запасов основного природного ресурса в границах рассматриваемого природного объекта, которые включают:
    • — собственно рентную оценку (чистый «сверхнормативный» доход);
    • — воспроизводственную оценку (для возобновимых природных ресурсов);
    • — суммарную оценку или совокупную стоимость ресурса для пользователя;
  • • удельные показатели оценки запасов основного природного ресурса в расчете на единицу количества его запасов, в том числе:
  • — удельная рента;
  • — удельная воспроизводственная оценка: удельная суммарная опенка:
    • • дополнительные показатели (для собственников и пользователей природных ресурсов), а именно:
  • — воспроизводственные оценки других возобновимых природных ресурсов, входящих наряду с основным оцениваемым ресурсом в состав природного объекта, в валовом и удельном (на единицу количества основного ресурса) измерении;
  • — стоимость других невозобновимых природных ресурсов, входящих наряду с основным оцениваемым ресурсом в состав природного объекта, в валовом и удельном (на единицу количества основного ресурса) измерении;

Исходные показатели делятся на натуральные и экономические.

В число натуральных показателей входят:

  • • объем запасов, количество природного ресурса в границах природного объекта;
  • • объем добычи, использования природного ресурса за год;
  • • потери природного ресурса при добыче и переработке;
  • • выход полезной продукции в удельном и валовом измерении;
  • • расстояние транспортировки природного ресурса и продукции, полученной в результате первичной переработки;
  • • сроки эксплуатации запасов;
  • • количество и степень повреждения других природных ресурсов (как попутно используемых, так и неиспользуемых).

К экономическим показателям относятся:

  • • цена единицы количества продукции, полученной из природного ресурса: в зависимости от вида ресурсов и продукции могут приниматься цены мирового, внутреннего, регионального и местного рынков;
  • • цены побочной продукции, полученной из сопутствующих природных ресурсов;
  • • издержки по добыче, транспортировке, переработке, воспроизводству природного ресурса;
  • • стоимость (экономическая оценка) природных ресурсов, не используемых, но подвергаемых негативному воздействию.

В настоящее время в нашей стране в той или иной степени сформированы следующие виды кадастров природных ресурсов:

  • • земельный кадастр — свод сведений о природном, хозяйственном и правовом положении земель. Он включает данные регистрации землепользователей, учета количества и качества, экономической оценки земель, бонитировки почв;
  • • водный кадастр — систематизированный свод данных о водных объектах, об их водных ресурсах, использовании водных объектов, водопользователях;
  • • лесной кадастр — систематизированный свод сведений об экологических, экономических и иных количественных и качественных характеристиках лесного фонда;
  • • кадастр месторождений полезных ископаемых — свод сведений по каждому месторождению, характеризующих количество и качество основных и совместно залегающих полезных ископаемых, содержащиеся в них компоненты, условия разработки месторождения, его геолого-экономическую оценку, а также сведения по выявленным проявлениям полезных ископаемых;
  • • промысловый кадастр — свод данных о тех или иных объектах промысла, содержащий их качественную и количественную характеристику, сведения о динамике восстановления, допустимых нормах изъятия. К промысловым кадастрам относят кадастры охотничьих и рыбных ресурсов.

Кроме того, создан кадастр особо охраняемых территорий, содержащий сведения о территориях с особым режимом использования (заповедниках, заказниках, национальных парках).

К кадастрам следует отнести и Красную книгу — список редких и находящихся под угрозой исчезновения организмов, а также Зеленую книгу — свод данных о редких, исчезающих и типичных растительных сообществах, нуждающихся в особой охране.

Кадастры составляются на основе данных государственного учета, порядок которого устанавливается Правительством РФ. Порядок организации, ведения и финансирования кадастров регулируется законодательством Российской Федерации и ее субъектов.

Наиболее разработанными являются земельный и водный кадастры.

Нельзя не сказать и о некоторых трудностях, возникающих в деле организации кадастрового учета в нашей стране.

Во-первых, обособленность различных кадастров не позволяет проводить комплексную оценку природно-ресурсного потенциала, а следовательно, существующая система кадастров не может обеспечить управление природопользованием на территориальном уровне.

Во-вторых, требуют серьезной доработки кадастры ресурсов растительного и животного мира, а также кадастры рекреационных и заповедных территорий;

Кроме того, имеет место несопоставимость отраслевых кадастров по содержанию, кругу показателей, отсутствие оценок эффективности использования конкретных ресурсов.

Новый элемент системы кадастрового учета — комплексный территориальный кадастр природных ресурсов (КТКПР) — призван преодолеть указанные недостатки. Кроме того, КТКПР должен содержать в себе дополнительные сведения:

  • — о правовом режиме природных ресурсов и природно-ресурсном потенциале в целом;
  • — о распределении природных ресурсов по собственникам, пользователям и арендаторам, составу природно-ресурсного потенциала, количественным и качественным характеристикам, включая их ценность.

Особое место в КТКПР занимает количественная оценка природно-ресурсного потенциала. Именно природно-ресурсный потенциал любой территории является основой ее экономического развития, позволяя решать текущие и долгосрочные задачи по улучшению качества жизни населения.

Создание системы кадастров является фундаментальной проблемой управления, хозяйственной эксплуатации и охраны природных ресурсов. Управление природными ресурсами в рыночных условиях возможно только при исчерпывающей и комплексной информации, представляемой в удобной и концентрированной форме.

Показатели и характеристики ресурсопользования

Современная практика ресурсопользования опирается на следующие характеристики и показатели использования природных (прежде всею минеральных) ресурсов.

Запасы — это категория, связанная с конкретным временным периодом. Они представляют собой ту оцененную часть ресурса, которую человек в состоянии использовать на базе достигнутых технологических, экономических и социальных условий в соответствии с очередностью их промышленной эксплуатации. Характеристиками категории запасов являются:

  • — объем;
  • — местоположение;
  • — глубина залегания;
  • — концентрация.

Ресурсная обеспеченность отражает соотношение запасов п текущей добычи.

Индикаторы обеспеченности:

  • — период обеспеченности;
  • — издержки добычи;
  • — цена ресурса;
  • — издержки использования.

Характеризуя ресурсную обеспеченность России, следует выделить четыре группы ресурсов. I группа — обеспеченность высокая:

Понятие ресурсной обеспеченности тесно связано с понятием дефицита, а также представлением о ресурсной самодостаточности производственного комплекса региона.

Интенсивность использования — характеризуется соотношением накопленной добычи и запасом ресурса. Данный показатель тесно связан с понятиями «истощение» и «деградация».

Эффективность использования (природоемкость) характеризует связь между количеством ресурсов, которые применяются в процессе производства, и получаемым в результате количеством какого-либо потребного продукта.

Различают природоемкость на макроэкономическом уровне и отраслевую (продуктовую) природоемкость. Она вычисляется по формуле

где N — объем использования природного ресурса (в стране или в отрасли); V— ВВП или конечная продукция, произведенная на основе данного ресурса в отрасли.

Согласно концепции устойчивого развития значение показателя природоемкости должно иметь тенденцию к сокращению:

где ¡(,N,1) — функция устойчивого развития; 1 — трудовые ресурсы; К — искусственно созданный (физический) капитал, средства производства; N — природные ресурсы; /— институциональный фактор.

Обратным коэффициенту природоемкости является показатель природной ресурсоотдачи.

Ресурсонасыщенность экономики показывает, сколько добытых ресурсов (природного сырья) используется в стране (регионе). Для анализа используют показатели «душевые» (количество сырья на душу населения) и «площадные» (количество сырья на единицу площади территории).

В заключение заметим, что различают несколько видов эффективности использования природных ресурсов, а именно: коммерческую, бюджетную и экономическую.

Шельф платит меньше

Закон настолько меняет порядок налогообложения и таможенно-тарифного регулирования новых морских месторождений, что можно говорить о введении фактически нового налогового режима. В частности, сделана попытка повысить рентабельность шельфовых проектов путем переноса налогового бремени на стадию активной эксплуатации месторождений (применение НДПИ по адвалорной ставке и отказ от экспортной пошлины), снижения налогов, взимаемых на инвестиционной стадии (налог на имущество и транспортный налог) и либерализации политики учета расходов (налог на прибыль).

На некоторых из этих изменений стоит остановиться подробнее. Прежде всего от уплаты вывозной таможенной пошлины освобождаются нефть сырая, природный газ, газовый конденсат, а также широкая фракция легких углеводородов, полученных при разработке нового морского месторождения углеводородного сырья. Это положение является наиболее важным изменением, значительно улучшающим экономику шельфовых проектов.

В отношении новых морских месторождений закон N 268-ФЗ ввел на 5-15 лет (в зависимости от классификации месторождений) адвалорные ставки НДПИ. Их размер варьирует от 5% (по проектам арктического уровня сложности, например, северная часть Баренцева моря, восточная Арктика) до 30% от стоимости добытого полезного ископаемого за исключением природного горючего газа (по проектам базовой сложности — Азовское и Балтийское моря). В отношении природного горючего газа ставки составляют 1-30%. Стоимость добытого полезного ископаемого определяется исходя из выручки от реализации без НДС и акциза, уменьшенной на сумму расходов по доставке в зависимости от условий поставки (по сути, выручка на выходе из скважины). Фактически взимание НДПИ по адвалорным ставкам представляет собой возврат к системе роялти.

Важные изменения коснулись и порядка налогообложения прибыли. Так, владельцы лицензий и операторы новых морских месторождений получили право применять специальный повышающий коэффициент (но не выше 3) к основной норме амортизации в отношении основных средств, используемых при осуществлении деятельности, связанной с добычей углеводородного сырья, а также формировать резерв предстоящих расходов, связанных с завершением деятельности по добыче углеводородного сырья. Кроме того, они получили возможность переносить убытки на будущее без ограничения срока такого переноса. Напомним, что в общем случае организации вправе осуществлять перенос убытка на будущее в течение десяти лет, следующих за тем налоговым периодом, в котором получен этот убыток.

Помимо перечисленных льгот, закон N 268-ФЗ освобождает от налога на имущество организаций объекты, расположенные на континентальном шельфе, освобождает от налогообложения транспортным налогом стационарные и плавучие платформы, морские передвижные буровые установки и буровые суда. Документ также предусматривает возможность применения 13-процентной ставки НДФЛ в отношении физических лиц, чьи трудовые обязанности связаны с выполнением работ (оказанием услуг) на морских месторождениях углеводородного сырья.

Долгое время налог на добавленную стоимость (НДС) ставил компании, разрабатывающие месторождения на континентальном шельфе, в более невыгодные условия по сравнению с компаниями, добывающими на суше. В 2011 году эта «несправедливость» отчасти была устранена за счет признания местом реализации некоторых видов работ (услуг), связанных с разведкой и добычей углеводородного сырья, осуществляемых на шельфе, территорией России. Закон N 268-ФЗ распространил этот принцип и на углеводородное сырье, добытое на морском месторождении, а также продукты его технологического передела. Норма предоставляет операторам возможность применять экспортную ставку НДС (0%) и соответственно право на налоговый вычет «входящего» НДС.

Есть и другие важные изменения в части НДС. Так, на работы (услуги) по перевозке и транспортировке добытых на континентальном шельфе углеводородов за рубеж распространяются теперь нормы о международной перевозке, к которой применяется ставка НДС 0%. Это позволит оптимизировать налоговые обязательства компаний.

Закон также уточнил статус иностранных организаций — операторов шельфовых месторождений. С января 2014 года деятельность иностранных организаций — операторов новых морских месторождений, связанная с добычей углеводородного сырья, признается деятельностью, ведущейся в России. При этом иностранным операторам, добывающим углеводороды (оказывающим сопутствующие услуги) на одном новом морском месторождении через несколько отделений на территории РФ, предоставлено право определять налоговую базу в отношении такого месторождения по группе отделений в целом при условии применения всеми отделениями единой учетной политики в целях налогообложения.

В целом Россия серьезно изменила подход к налогообложению шельфовых проектов, который больше соответствует мировой практике. Внесенные изменения должны обеспечить более адекватное распределение доходов от добычи нефти между инвесторами и государством и как результат стимулировать добычу на шельфе, развитие новых технологий, улучшение инфраструктуры и повышение занятости населения в северных регионах нашей страны.

Однако изменения, несмотря на их значимость, все же являются неполными. Хочется надеяться, что модернизация системы налогообложения углеводородного сырья продолжится и в будущем, в том числе за счет введения налога на дополнительный доход. Это, с одной стороны, позволит государству более эффективно и гибко изымать дополнительную ренту в свою пользу, а с другой — стимулировать инвестиции в низкорентабельные проекты, в том числе и шельфовые.

Проблемы в освоении природных ресурсов

ПРОБЛЕМЫ В ОСВОЕНИИ ПРИРОДНЫХ РЕСУРСОВ

Для развития отдельных отраслей промышленности (например, черной металлургии) очень важной оказывается комплексность природных ресурсов — расположение необходимого набора полезных ископаемых в одном месте или недалеко друг от друга (уголь и железная руда: северо-восточные провинции Китая, Приозерье в США, на Урале в России, в штате Бихар на северо-востоке Индии и т.п.).
Для хозяйственного освоения наиболее выгодны территориальные сочетания (скопления) полезных ископаемых (ТСРП), которые облегчают комплексную переработку сырья, формирование крупных территориально-производственных комплексов.
В настоящее время поиски полезных ископаемых идут по двум главным направлениям: «вглубь» и «вширь».
Направление «вглубь» характерно для зарубежной Европы, для европейской части России, для Украины, США, где многие месторождения и бассейны, находящиеся в верхних слоях земной коры, уже сильно выработаны. В них происходит ухудшение горно-геологических условий добычи, возрастает глубина разработок.
Направление «вширь» преобладает в азиатской части России, Канаде, Австралии, Бразилии, где освоение минеральных ресурсов началось относительно недавно. Горно-геологические условия добычи здесь, как правило, более благоприятны, глубина разработок сравнительно невелика.
Усилия промышленно развитых стран, предпринявших решительные шаги по преодолению ресурсного кризиса 70-ых годов, привели к активизации геологоразведочных работ в отдаленных и труднодоступных районах, ранее исключенных их хозяйственной жизни, внедрению ресурсосберегающих технологий и методов использования вторичного сырья, снижению материалоемкости продукции, использованию альтернативных источников энергии. Это привело к изменению господствовавших ранее мнений о скором исчерпании минеральных ресурсов.
Зачастую увеличение добычи полезных ископаемых ведет к обострению экологических проблем — по оценки ученых только 10% сырья, извлекаемое из недр, превращается в готовую продукцию, остальные 90% — это отходы, загрязняющие биосферу и уничтожающие естественные ландшафты.
Поэтому комплексное и рациональное использование минеральных ресурсов является одним из важнейших направлений экономической политики.

1. В целях настоящей главы расходами на освоение природных ресурсов признаются расходы налогоплательщика на геологическое изучение недр, разведку полезных ископаемых, проведение работ подготовительного характера, проведение работ по зарезке боковых стволов эксплуатационных скважин.

К расходам на освоение природных ресурсов, в частности, относятся:

  • расходы на поиски и оценку месторождений полезных ископаемых (включая аудит запасов), в том числе расходы, связанные со строительством (бурением) и (или) ликвидацией (консервацией) скважин (за исключением признаваемых амортизируемым имуществом), разведку полезных ископаемых и (или) гидрогеологические изыскания, осуществляемые на участке недр в соответствии с полученными в установленном порядке лицензиями или иными разрешениями уполномоченных органов, а также расходы на приобретение необходимой геологической и иной информации у третьих лиц, в том числе в государственных органах;
  • расходы на подготовку территории к ведению горных, строительных и других работ в соответствии с установленными требованиями к безопасности, охране земель, недр и других природных ресурсов и окружающей среды, в том числе на устройство временных подъездных путей и дорог для вывоза добываемых горных пород, полезных ископаемых и отходов, подготовку площадок для строительства соответствующих сооружений, хранения плодородного слоя почвы, предназначенного для последующей рекультивации земель, хранения добываемых горных пород, полезных ископаемых и отходов;
  • расходы на возмещение комплексного ущерба, наносимого природным ресурсам налогоплательщиками в процессе строительства и эксплуатации объектов, на переселение и выплату компенсаций за снос жилья в процессе разработки месторождений. К этим расходам также относятся расходы, предусмотренные договорами (соглашениями) с органами государственной власти субъектов Российской Федерации, с органами местного самоуправления и (или) родовыми, семейными общинами коренных малочисленных народов, заключенными такими налогоплательщиками.

2. Расходы на освоение природных ресурсов, осуществленные после введения в действие настоящей главы, подлежат включению в состав прочих расходов в соответствии с настоящей главой, если источником их финансирования не являются средства бюджета и (или) средства государственных внебюджетных фондов.

Расходы на освоение природных ресурсов, указанные в пункте 1 настоящей статьи, учитываются в порядке, предусмотренном статьёй 325 настоящего Кодекса. При осуществлении расходов на освоение природных ресурсов, относящихся к нескольким участкам недр, указанные расходы учитываются отдельно по каждому участку недр в доле, определяемой налогоплательщиком в соответствии с принятой им учётной политикой для целей налогообложения. Указанные расходы признаются для целей налогообложения с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором завершены данные работы (этапы работ), и включаются в состав прочих расходов, если иное не установлено пунктом 7 настоящей статьи, в следующем порядке:

  • расходы, предусмотренные абзацем третьим пункта 1 настоящей статьи, а также расходы на проведение работ по зарезке боковых стволов эксплуатационных скважин включаются в состав расходов равномерно в течение 12 месяцев;
  • расходы, предусмотренные в абзацах четвертом и пятом пункта 1 настоящей статьи, включаются в состав расходов равномерно в течение двух лет, но не более срока эксплуатации.

3. Утратил силу с 1 января 2011 года. — Федеральный закон от 27.07.2010 N 229-ФЗ.

4. Порядок признания расходов на освоение природных ресурсов для целей налогообложения, предусмотренный настоящей статьёй, применяется также к расходам на строительство (бурение) разведочной скважины на месторождениях углеводородного сырья, которая оказалась непродуктивной, проведение комплекса геологических работ и испытаний с использованием этой скважины, а также на последующую ликвидацию такой скважины. Такой порядок применяется налогоплательщиком независимо от продолжения или прекращения дальнейших работ на соответствующем участке недр после ликвидации непродуктивной скважины при условии раздельного учёта расходов по этой скважине. Расходы по непродуктивной скважине признаются для целей налогообложения равномерно в течение 12 месяцев с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором эта скважина была ликвидирована в установленном порядке как выполнившая свое назначение, если иное не установлено пунктом 7 настоящей статьи.

Решение о признании соответствующей скважины непродуктивной принимается налогоплательщиком один раз и в дальнейшем изменению не подлежит. При этом налогоплательщик уведомляет налоговый орган по месту своего учёта о решении, принятом в отношении каждой скважины, не позднее установленного настоящей главой предельного срока представления налоговой декларации за отчетный (налоговый) период, в котором он фактически включил расходы (часть таких расходов) по скважине в состав прочих расходов.

5. Утратил силу с 1 января 2011 года. — Федеральный закон от 27.07.2010 N 229-ФЗ.

6. Расходы на приобретение работ (услуг), геологической и иной информации у третьих лиц, а также расходы на самостоятельное проведение работ по освоению природных ресурсов принимаются для целей налогообложения в сумме фактических затрат.

7. Расходы на освоение природных ресурсов, понесенные налогоплательщиком, указанным в подпункте 1 пункта 1 статьи 275.2 настоящего Кодекса, на участке недр при осуществлении деятельности, связанной с поиском, оценкой и (или) разведкой нового морского месторождения углеводородного сырья, признаются для целей налогообложения с 1-го числа месяца, в котором налогоплательщиком принято решение об отнесении всей суммы указанных расходов либо любой её части к расходам по деятельности, связанной с добычей углеводородного сырья на новом морском месторождении углеводородного сырья, расположенном в границах соответствующего участка недр.

Абзац утратил силу с 1 января 2017 года. — Федеральный закон от 28.12.2016 N 463-ФЗ.

Если на участке недр выделено более одного нового морского месторождения углеводородного сырья, налогоплательщик вправе по своему выбору отнести указанные расходы либо любую их часть к деятельности, связанной с добычей углеводородного сырья на новом морском месторождении углеводородного сырья, осуществляемой на любом новом морском месторождении углеводородного сырья, выделенном на этом участке недр.

В целях настоящего Кодекса новое морское месторождение углеводородного сырья признаётся выделенным на участке недр с даты первого согласования в установленном порядке технологической схемы разработки соответствующего месторождения.

8. В случае, если до выделения на участке недр первого нового морского месторождения углеводородного сырья налогоплательщиком принято решение о завершении этапа (этапов, стадий, видов) работ по освоению природных ресурсов на указанном участке недр или о полном прекращении работ на указанном участке недр в связи с экономической нецелесообразностью, геологической бесперспективностью или по иным причинам, такой налогоплательщик вправе отнести всю сумму понесенных расходов на выполнение работ по освоению природных ресурсов, указанных в данном решении, при условии, что ранее эти расходы не учитывались для целей налогообложения, либо любую часть указанной суммы к расходам по деятельности, связанной с добычей углеводородного сырья на новом морском месторождении углеводородного сырья, осуществляемой на ином участке (иных участках) недр.

Абзац утратил силу с 1 января 2019 года. — Федеральный закон от 19.07.2018 N 199-ФЗ.

Абзац утратил силу с 1 января 2017 года. — Федеральный закон от 28.12.2016 N 463-ФЗ.

Налогоплательщики, указанные в подпункте 1 пункта 1 статьи 275.2 настоящего Кодекса, ежегодно не позднее установленного настоящей главой предельного срока для представления налоговой декларации за налоговый период информируют налоговый орган по месту нахождения (по месту учёта в качестве крупнейших налогоплательщиков) по форме, утверждаемой федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов:

  • о сумме понесенных в истекшем налоговом периоде расходов на освоение природных ресурсов по каждому участку недр, на котором осуществляется (осуществлялась в истекшем налоговом периоде) деятельность, связанная с добычей углеводородного сырья на новом морском месторождении углеводородного сырья;
  • о новых морских месторождениях углеводородного сырья, выделенных в истекшем налоговом периоде на участках недр, на которых осуществляется (осуществлялась в истекшем налоговом периоде) деятельность, связанная с добычей углеводородного сырья на новом морском месторождении углеводородного сырья;
  • о каждом принятом в истекшем налоговом периоде решении об отнесении расходов на освоение природных ресурсов к деятельности, связанной с добычей углеводородного сырья на новом морском месторождении углеводородного сырья, по каждому новому месторождению углеводородного сырья (с указанием сумм таких расходов);
  • о принятых в истекшем налоговом периоде решениях о прекращении работ на указанном участке недр в связи с экономической нецелесообразностью, геологической бесперспективностью или по иным причинам.

9. Расходы налогоплательщика, осуществляющего в соответствии с полученными в установленном порядке лицензиями на пользование недрами деятельность по геологическому изучению, включающему поиски и оценку новых морских месторождений углеводородного сырья, на поиски и оценку таких месторождений углеводородного сырья признаются для целей налогообложения в порядке, установленном настоящей статьёй, в размере фактических затрат с применением коэффициента 1,5.

10. К расходам на выполнение работ по освоению природных ресурсов также относятся расходы налогоплательщика, предоставившего заём на финансирование зарубежного геолого-разведочного проекта по договору займа, удовлетворяющему условиям, установленным пунктом 11 настоящей статьи, в размере такого займа (без учёта начисленных процентов) в случае прекращения обязательств по этому договору займа в полном объеме без удовлетворения имущественных требований налогоплательщика в связи с окончанием работ на указанном зарубежном геолого-разведочном проекте и признанием такого проекта экономически нецелесообразным и (или) геологически бесперспективным. Указанные расходы учитываются в порядке, установленном пунктом 12 настоящей статьи.

Признание зарубежного геолого-разведочного проекта успешным или экономически нецелесообразным и (или) геологически бесперспективным осуществляется налогоплательщиком самостоятельно в соответствии с порядком (в том числе предусматривающим критерии успешности, экономической нецелесообразности и (или) геологической бесперспективности), установленным в учётной политике налогоплательщика для целей налогообложения. Указанный порядок разрабатывается налогоплательщиком самостоятельно и подлежит утверждению до даты выдачи им первого займа на финансирование зарубежного геолого-разведочного проекта. Указанный порядок не подлежит изменению в течение десяти последовательных налоговых периодов, считая с налогового периода его утверждения.

Для целей настоящего Кодекса зарубежным геолого-разведочным проектом признаётся деятельность иностранной организации за пределами территории Российской Федерации и границ континентального шельфа Российской Федерации в границах пространственного объекта с определёнными географическими координатами, связанная с геологическим изучением недр, поиском и оценкой месторождений полезных ископаемых, разведкой полезных ископаемых, при одновременном выполнении следующих условий:

  • такая иностранная организация в качестве основного вида деятельности участвует в проектах по добыче полезных ископаемых, осуществляемых в соответствии с соглашениями о разделе продукции, концессионными соглашениями, лицензионными договорами либо иными аналогичными договорами на условиях риска;
  • такая иностранная организация является стороной одного или нескольких указанных в абзаце четвертом настоящего пункта договоров либо создание такой иностранной организации предусмотрено одним или несколькими указанными договорами, и она осуществляет деятельность по добыче полезных ископаемых на основании и в соответствии с условиями одного или нескольких указанных договоров;
  • указанные в абзаце четвертом настоящего пункта договоры однозначно устанавливают географические координаты пространственных объектов, в границах которых осуществляется деятельность, связанная с геологическим изучением недр, поиском и оценкой месторождений полезных ископаемых, разведкой полезных ископаемых.

11. Для целей настоящего Кодекса займом на финансирование зарубежного геолого-разведочного проекта признаётся предоставление имущества по договору займа, одновременно удовлетворяющему следующим условиям:

  • договор займа заключён между российской организацией как заимодавцем и иностранной организацией, непосредственно осуществляющей деятельность по реализации зарубежного геолого-разведочного проекта, как заемщиком, при этом являющейся взаимозависимым лицом указанной российской организации в соответствии с пунктом 2 статьи 105.1 настоящего Кодекса на протяжении всего срока действия такого договора займа;
  • договор займа впервые заключён после 1 января 2018 года;
  • договор займа предусматривает условие использования заемщиком полученного по договору займа имущества исключительно на осуществление деятельности по реализации зарубежного геолого-разведочного проекта;
  • российская организация — налогоплательщик приняла решение о признании суммы займа, предоставленного по соответствующему договору займа, в качестве займа на финансирование зарубежного геолого-разведочного проекта для целей налогообложения.

Решение, указанное в абзаце пятом настоящего пункта, российской организацией — налогоплательщиком принимается один раз и не подлежит изменению в дальнейшем. При этом такой налогоплательщик уведомляет налоговый орган по месту своего учёта об указанном решении не позднее 1-го числа квартала, следующего за кварталом, в котором заключён соответствующий договор займа.

Для целей настоящей главы датой выдачи займа на финансирование зарубежного геолого-разведочного проекта признаётся дата первого перечисления средств заимодавцем заемщику по соответствующему договору займа.

В случае заключения нового договора займа на финансирование зарубежного геолого-разведочного проекта взамен ранее заключённого (изменения условий ранее заключённого договора займа) датой выдачи займа на финансирование зарубежного геолого-разведочного проекта признаётся дата возникновения первоначального обязательства, существовавшего между сторонами.

12. Расходы на выполнение работ по освоению природных ресурсов, предусмотренные пунктом 10 настоящей статьи, признаются налогоплательщиком в составе прочих расходов равномерно в течение двух лет с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором обязательства по договору займа были прекращены в полном объеме в связи с признанием соответствующего зарубежного геолого-разведочного проекта экономически нецелесообразным и (или) геологически бесперспективным.

Зарегистрировано в Минюсте РФ 30 декабря 2011 г. N 22875

МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПРИКАЗ
от 06.10.11 N 125н
ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПОЛОЖЕНИЯ
ПО БУХГАЛТЕРСКОМУ УЧЕТУ «УЧЕТ ЗАТРАТ НА ОСВОЕНИЕ ПРИРОДНЫХ
РЕСУРСОВ» (ПБУ 24/2011)

1. Утвердить прилагаемое Положение по бухгалтерскому учету «Учет затрат на освоение природных ресурсов» (ПБУ 24/2011).

2. Установить, что настоящий Приказ вступает в силу с бухгалтерской отчетности 2012 года.

И.о. Министра
А.Г.СИЛУАНОВ

Утверждено
приказом Министерства финансов
Российской Федерации
от 06.10.2011 N 125н

ПОЛОЖЕНИЕ
ПО БУХГАЛТЕРСКОМУ УЧЕТУ «УЧЕТ ЗАТРАТ НА ОСВОЕНИЕ ПРИРОДНЫХ
РЕСУРСОВ» (ПБУ 24/2011)

I. Общие положения

1. Настоящее Положение устанавливает порядок формирования в бухгалтерском учете и раскрытия в бухгалтерской отчетности организаций, являющихся юридическими лицами по законодательству Российской Федерации (за исключением кредитных организаций и государственных (муниципальных) учреждений), пользователей недр (далее — организации) информации о затратах на освоение природных ресурсов.

2. Настоящее Положение применяется организациями, осуществляющими затраты на поиск, оценку месторождений полезных ископаемых и разведку полезных ископаемых (далее — поисковые затраты) на определенном участке недр.

Настоящее Положение применяется организациями в отношении поисковых затрат, осуществляемых до того момента, когда в отношении участка недр, на котором осуществляется поиск, оценка месторождений полезных ископаемых и разведка полезных ископаемых, установлена и документально подтверждена вероятность (более вероятно, чем нет) того, что экономические выгоды от добычи полезных ископаемых превысят понесенные затраты при условии технической осуществимости добычи полезных ископаемых и при наличии у организации ресурсов, необходимых для добычи полезных ископаемых (далее — коммерческая целесообразность добычи).

3. Настоящее Положение не применяется организациями в отношении затрат:

а) на региональные геолого-геофизические работы, геологические съемки, инженерно-геологические изыскания, научно-исследовательские, палеонтологические и другие работы, направленные на общее изучение недр, геологические работы по прогнозированию землетрясений и исследованию вулканической деятельности, созданию и ведению мониторинга природной среды, контролю за режимом подземных вод, иные работы, проводимые без существенного нарушения целостности недр, осуществляемые до момента получения лицензии, дающей право на выполнение работ по поиску и оценке месторождений полезных ископаемых на данном участке недр (за исключением затрат, указанных в пункте 15 настоящего Положения);

б) на добычу полезных ископаемых в отношении участка недр, которые понесены после того, как установлена коммерческая целесообразность добычи;

в) на геологоразведочные работы, выполняемые на участке недр, в отношении которого установлена коммерческая целесообразность добычи.

II. Признание поисковых затрат

4. Организация устанавливает виды поисковых затрат, признаваемые внеоборотными активами. Остальные поисковые затраты признаются расходами по обычным видам деятельности.

5. Поисковые затраты, признаваемые внеоборотными активами (далее — поисковые активы), как правило, относятся к отдельному участку недр, в отношении которого организация имеет лицензию, дающую право на выполнение работ по поиску, оценке месторождений полезных ископаемых и (или) разведке полезных ископаемых.

6. Поисковые затраты, относящиеся в основном к приобретению (созданию) объекта, имеющего материально-вещественную форму, признаются материальными поисковыми активами. Иные поисковые активы признаются нематериальными поисковыми активами.

7. К материальным поисковым активам, как правило, относятся используемые в процессе поиска, оценки месторождений полезных ископаемых и разведки полезных ископаемых:

а) сооружения (система трубопроводов и т.д.);

б) оборудование (специализированные буровые установки, насосные агрегаты, резервуары и т.д.);

в) транспортные средства.

8. К нематериальным поисковым активам, как правило, относятся:

а) право на выполнение работ по поиску, оценке месторождений полезных ископаемых и (или) разведке полезных ископаемых, подтвержденное наличием соответствующей лицензии;

б) информация, полученная в результате топографических, геологических и геофизических исследований;

в) результаты разведочного бурения;

г) результаты отбора образцов;

д) иная геологическая информация о недрах;

е) оценка коммерческой целесообразности добычи.

9. Материальные и нематериальные поисковые активы учитываются на отдельных субсчетах к счету учета вложений во внеоборотные активы.

10. Единица бухгалтерского учета материальных и нематериальных поисковых активов определяется организацией применительно к правилам бухгалтерского учета основных средств и нематериальных активов соответственно.

11. Выбранная организацией учетная политика признания и классификации поисковых активов должна применяться последовательно в отношении сходных (аналогичных) затрат и видов деятельности.

III. Оценка поисковых активов при признании

12. При признании в бухгалтерском учете поисковые активы оцениваются по сумме фактических затрат.

13. В фактические затраты на приобретение (создание) поисковых активов включаются:

суммы, уплачиваемые в соответствии с договором поставщику (продавцу);

суммы, уплачиваемые организациям за выполнение работ по договору строительного подряда и иным договорам;

вознаграждения, уплачиваемые посреднической организации и иным лицам, через которые приобретен поисковый актив;

суммы, уплачиваемые за информационные и консультационные услуги;

таможенные пошлины и таможенные сборы;

невозмещаемые суммы налогов, государственные и патентные пошлины;

амортизация иных внеоборотных активов (включая поисковые активы), использованных непосредственно при создании поискового актива;

вознаграждения работникам, непосредственно занятым при создании поискового актива;

обязательства организации в отношении охраны окружающей среды, рекультивации земель, ликвидации зданий, сооружений, оборудования, возникающие в связи с выполнением работ по поиску, оценке месторождений полезных ископаемых и разведке полезных ископаемых, связанные с признаваемыми поисковыми активами;

иные затраты, непосредственно связанные с приобретением (созданием) поискового актива, обеспечением условий для его использования в запланированных целях.

14. В фактические затраты на приобретение (создание) поисковых активов не включаются:

возмещаемые суммы налогов;

общехозяйственные и иные аналогичные расходы, за исключением случаев, когда они непосредственно связаны с выполнением работ по поиску, оценке месторождений полезных ископаемых и разведке полезных ископаемых и относятся к отдельному участку недр, на котором организация выполняет такие работы.

15. Затраты, понесенные организацией до момента получения лицензии, дающей право на выполнение работ по поиску и оценке месторождений полезных ископаемых, включаются в фактические затраты по получению этой лицензии только в случае, если такие затраты непосредственно связаны с ее получением.

IV. Последующая оценка поисковых активов

16. Последующая оценка материальных и нематериальных поисковых активов, включая начисление амортизации, осуществляется применительно к правилам последующей оценки соответственно основных средств и нематериальных активов с учетом особенностей, установленных пунктами 17 — 20 настоящего Положения.

17. Порядок начисления амортизации по поисковым активам определяется организацией. При использовании поискового актива для создания другого поискового актива соответствующие амортизационные отчисления включаются в состав затрат на его создание.

18. Затраты на получение лицензии, дающей наряду с правом на выполнение работ по поиску, оценке месторождений полезных ископаемых и (или) разведке полезных ископаемых право на добычу полезных ископаемых, не подлежат амортизации до подтверждения коммерческой целесообразности добычи.

19. Организация должна проводить на каждую отчетную дату анализ наличия обстоятельств, указывающих на возможное обесценение поисковых активов (далее — признаки обесценения). При этом подлежат рассмотрению, как минимум, следующие признаки обесценения:

а) окончание в течение 12 месяцев после отчетной даты срока, на который организация получила лицензию, дающую право на выполнение работ по поиску, оценке месторождений полезных ископаемых и разведке полезных ископаемых на определенном участке, при отсутствии намерений и (или) возможности продления соответствующих прав;

б) существенные затраты, необходимые для выполнения работ по дальнейшему поиску, оценке месторождений полезных ископаемых и разведке полезных ископаемых на определенном участке, не учтены в планах организации;

в) принятие решения о прекращении деятельности, связанной с поиском, оценкой месторождений полезных ископаемых и разведкой полезных ископаемых на определенном участке, вследствие того, что поиск, оценка месторождений полезных ископаемых и разведка полезных ископаемых на данном участке не привели к обнаружению промышленно значимых полезных ископаемых;

г) наличие признаков того, что при продолжении поиска, оценки месторождений полезных ископаемых и разведки полезных ископаемых на определенном участке стоимость поисковых активов с учетом накопленных амортизации и обесценения, вероятно, не будет возмещена в полной мере при добыче полезных ископаемых или переходе права пользования участком недр другим лицам.

V. Прекращение признания поисковых активов

21. Организация прекращает признание поисковых активов в отношении определенного участка недр при подтверждении коммерческой целесообразности добычи или признании добычи полезных ископаемых бесперспективной на нем.

22. Организация обеспечивает документальное подтверждение коммерческой целесообразности добычи или признания бесперспективности добычи полезных ископаемых на участке недр.

23. При подтверждении коммерческой целесообразности добычи организация должна осуществить следующие последовательные действия:

а) провести проверку признанных поисковых активов на обесценение и в случае его подтверждения признать их обесценение;

б) перевести поисковые активы в состав основных средств, нематериальных или иных активов по остаточной стоимости (фактическим затратам с учетом, осуществленных переоценок за вычетом накопленных амортизации и обесценения);

в) прекратить признание последующих затрат на данном участке недр в качестве поисковых активов.

24. Стоимость материального или нематериального поискового актива, который выбывает или не способен приносить организации экономические выгоды в будущем, списывается в порядке, установленном для списания соответственно основных средств или нематериальных активов.

25. В случае если в течение отчетного периода добыча полезных ископаемых на участке недр признана организацией бесперспективной, поисковые активы, относящиеся к данному участку недр, списываются, за исключением случаев, когда они продолжают использоваться в деятельности организации. Доходы или расходы от списания поисковых активов относятся на финансовые результаты организации.

26. В случаях, установленных пунктами 23 и 25 настоящего Положения, при условии дальнейшего использования в деятельности организации поисковые активы переводятся в состав основных средств, нематериальных и иных активов (включая поисковые активы, предназначенные для использования на других участках недр) исходя из их соответствия критериям (условиям) признания, установленным нормативными правовыми актами по бухгалтерскому учету для данного вида активов.

Материальные поисковые активы, как правило, переводятся в состав основных средств, нематериальные поисковые активы — в состав нематериальных активов организации.

В отдельных случаях стоимость нематериального поискового актива может формировать фактическую стоимость основных средств организации. Например, затраты на геологоразведочные работы, относящиеся к конкретным скважинам, признанные в составе нематериальных поисковых активов, могут быть включены в фактическую стоимость скважин при их признании объектами основных средств организации.

VI. Раскрытие информации в бухгалтерской отчетности

27. Существенная информация о поисковых активах, а также возникающих в результате выполнения работ по поиску, оценке месторождений полезных ископаемых и разведке полезных ископаемых обязательствах, доходах, расходах, денежных потоках от текущих и инвестиционных операций отражается по отдельным группам статей бухгалтерского баланса, а также отдельным показателям отчета о прибылях и убытках и отчета о движении денежных средств соответственно.

28. Информация о материальных и нематериальных поисковых активах подлежит раскрытию применительно к требованиям, установленным для раскрытия информации соответственно об основных средствах и нематериальных активах организации.

Кроме того, в отношении групп материальных поисковых активов организация должна раскрывать в бухгалтерской отчетности информацию о:

фактических затратах с учетом осуществленных переоценок, суммах накопленной амортизации и накопленного обесценения на начало и конец отчетного периода;

остаточной стоимости активов, обесценившихся в отчетном году, на начало и конец отчетного периода и признанного за отчетный период обесценения.

Расходы от списания поисковых активов, относящихся к участку недр, на котором добыча полезных ископаемых признана организацией бесперспективной, раскрываются в отчете о прибылях и убытках обособленно от поисковых затрат, признаваемых расходами по обычным видам деятельности (с учетом существенности).

29. В составе информации об учетной политике организации подлежит раскрытию, как минимум, следующая информация:

перечень видов поисковых затрат, признаваемых внеоборотными активами, либо указание на то, что все поисковые затраты признаются расходами по обычным видам деятельности;

особенности классификации материальных и нематериальных поисковых активов;

порядок начисления амортизации по поисковым активам;

группировка поисковых активов в целях проверки их на обесценение;

условия перевода поисковых активов в состав основных средств, нематериальных и иных активов организации.

Пример раскрытия в бухгалтерской отчетности организации информации об учетной политике в отношении затрат на поиск, оценку месторождений полезных ископаемых и разведку полезных ископаемых приведен в приложении к настоящему Положению.

Приложение
к Положению по бухгалтерскому
учету «Учет затрат на освоение
природных ресурсов» (ПБУ 24/2011),
утвержденному приказом Министерства
финансов Российской Федерации
от 06.10.2011 N 125н

ПРИМЕР
РАСКРЫТИЯ В БУХГАЛТЕРСКОЙ ОТЧЕТНОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ ИНФОРМАЦИИ
ОБ УЧЕТНОЙ ПОЛИТИКЕ В ОТНОШЕНИИ ЗАТРАТ НА ПОИСК, ОЦЕНКУ
МЕСТОРОЖДЕНИЙ ПОЛЕЗНЫХ ИСКОПАЕМЫХ И РАЗВЕДКУ
ПОЛЕЗНЫХ ИСКОПАЕМЫХ

1. Признание поисковых затрат.

К поисковым затратам, признаваемым в составе материальных поисковых активов, относятся:

затраты на бурение и обустройство поисково-оценочных, поисковых и опережающих эксплуатационных скважин;

затраты на геолого-геофизические работы, проводимые в скважинах;

затраты на приобретение и монтаж оборудования и установок, используемых для поиска, оценки месторождений полезных ископаемых и разведки запасов нефти и газа.

В фактические затраты на приобретение (создание) материальных поисковых активов включаются:

таможенные пошлины и таможенные сборы;

невозмещаемые суммы налогов, государственные и патентные пошлины, уплачиваемые в связи с приобретением поискового актива;

вознаграждения, уплачиваемые посреднической организации и иным лицам, через которые приобретен поисковый актив;

суммы, уплачиваемые за информационные и консультационные услуги, связанные с приобретением поискового актива;

иные затраты, непосредственно связанные с приобретением поискового актива и обеспечением условий для его использования в запланированных целях.

В фактические затраты на приобретение (создание) нематериальных поисковых активов включаются:

затраты на получение лицензии на геологическое изучение или на добычу нефти и газа;

затраты на приобретение геологической информации;

затраты на бурение опорных, параметрических и структурных скважин;

затраты на оценку технической осуществимости и коммерческой целесообразности добычи нефти и газа на участке, выполняемые сторонними организациями;

затраты на 3-D и 4-D сейсморазведку.

В составе затрат на приобретение лицензий, дающих право на выполнение работ по поиску, оценке месторождений полезных ископаемых и разведке полезных ископаемых, учитываются:

затраты, связанные с оформлением документов для получения лицензии;

затраты на оплату участия в конкурсе или аукционе;

затраты на оплату разового платежа за пользование недрами.

Затраты на топографические, геологические, геохимические и геофизические исследования, затраты на содержание служб, проводящих данные исследования, и прочие затраты в отношении данного участка недр, понесенные от момента получения лицензии и до того момента, когда установлена коммерческая целесообразность добычи нефти и газа, признаются расходами по обычным видам деятельности.

2. Порядок начисления амортизации по поисковым активам.

Нематериальные поисковые активы не амортизируются в ходе деятельности по поиску, оценке месторождений полезных ископаемых и разведке полезных ископаемых.

Затраты на приобретение машин и оборудования амортизируются линейным методом в течение срока полезного использования. Амортизационные отчисления включаются в состав затрат на геологоразведочные работы по соответствующим участкам.

3. Группировка поисковых активов в целях их проверки на обесценение.

Для целей проверки поисковых активов на обесценение такие активы распределяются между участками месторождений нефти и газа.

4. Перевод поисковых активов в состав основных средств и нематериальных активов.

При подтверждении коммерческой целесообразности добычи нефти и газа на участке недр поисковые активы проверяются на обесценение и переводятся в состав основных средств или нематериальных активов, которые предназначены для разработки и добычи полезных ископаемых:

затраты на бурение и обустройство поисково-оценочных, разведочных и опережающих эксплуатационных скважин и геолого-геофизические работы, проводимые в скважинах, переводятся в состав соответствующих скважин, предназначенных для добычи полезных ископаемых;

затраты на приобретение и монтаж оборудования и установок, используемых для поиска, оценки месторождений и разведки запасов нефти и газа, переводятся в состав соответствующих объектов оборудования и установок.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Наверх