Куперс

Бухучет и анализ

Портфолио для аттестации учителя информатики

Организация аттестации педагогов с помощью электронного портфолио

ГОСУДАРСТВЕННОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«ДОНЕЦКИЙ РЕСПУБЛИКАНСКИЙ ИНСТИТУТ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ»

Факультет повышения квалификации, переподготовки и специализации

Кафедра менеджмента образования и психологии

КУРСОВАЯ РАБОТА

Организация аттестации педагогов

с помощью электронного портфолио

Выполнила

слушатель курсов «Повышение эффективности управления учебным учреждением путем внедрения современных ИКТ»

Черникова Маргарита Петровна

Руководитель: методист Центра менеджмента и аттестации

Коваль Наталья Николаевна

Донецк -2016

Аннотация

Черникова М.П. Организация аттестации педагогов с помощью электронного портфолио: Курсовая работа. – Донецк, ГУ ДПО ДРИДПО, 2016.- 20 с.

В работе раскрываются вопросы создания электронного портфолио педагога как средства подготовки к педагогической аттестации.

Особое внимание уделено раскрытию необходимости использования ВЕБ-ресурсов в формировании портфолио, предлагается обоснованная ссылка на использование возможностей социальной сети 4portfolio.ru для построения педагогического портфолио.

Библиогр.: 17 наим.

Вступление

4 — 5

Раздел 1. ЭЛЕКТРОННОЕ ПОРТФОЛИО ПЕДАГОГА, ЕГО ФОРМА И СОДЕРЖАНИЕ

6 — 12

Раздел 2. ВЕБ-ПОРТФОЛИО ПЕДАГОГА

13 — 19

Заключение

Библиография

21 — 22

ВСТУПЛЕНИЕ

Комплексный характер изменений в системе образования ДНР обусловливает необходимость внедрения новых форм предъявления результативности педагогического труда профессиональному сообществу и гражданам.

В этой связи становится очевидной необходимость разработки и внедрения в широкую практику такого способа предъявления учительских профессиональных достижений, который: а) давал бы объективную информацию о реальном качестве работы педагога; б) был способен фиксировать годовую динамику изменения качества профессиональной деятельности; в) был понятен не только специалистам, но и гражданам.

Актуальность заявленной темы говорит сама за себя. Закон ДНР «Об образовании», внедрение новых образовательных стандартов, требования к проведению аттестации педагогов акцентируют внимание на необходимости создания системы разностороннего образовательного пространства, где востребован грамотный, современный, совершенствующийся педагог. Электронное портфолио призвано стать важным инструментом в выполнении этих задач.

Следствием использования портфолио педагога для представления его профессиональных достижений может быть появление аспекта развития, самоорганизации и самоконтроля в построении профессиональной карьеры. Существенным становится перенос акцента с внешней экспертизы и контроля на самоконтроль и проектирование своей профессиональной траектории. Педагог осуществляет проект собственного профессионального развития, который имеет долговременный характер, соответствующий современной идеологии обучения в течение всей жизни, и результаты которого он представляет на рассмотрение экспертов.

Цель данной работы – определить задачи, которые помогает решить создание педагогического портфолио в процессе подготовки к аттестации; рассмотреть возможные формы электронного портфолио, его содержание; аргументировать своевременность и необходимость внедрения системы работы с электронным портфолио.

Современный опыт оценивания качества труда педагога свидетельствует о том, что всем этим условиям в наибольшей степени соответствует такой метод предъявления результативности профессиональной деятельности, как портфолио. Основное преимущество метода портфолио заключается в том, что он является многофункциональным инструментом как оценивания, так и самооценки собственных достижений.

Работа состоит из вступления, двух разделов и заключительной части.

РАЗДЕЛ 1.

ЭЛЕКТРОННОЕ ПОРТФОЛИО ПЕДАГОГА,

ЕГО ФОРМА И СОДЕРЖАНИЕ

Почему именно портфолио (портфолио (от франц. porter – излагать, формулировать, нести и folio – лист, страница) – досье, собрание достижений)?

Потому, что собранный в нем материал поможет заполнить карту результативности и с достоинством представить свою работу экспертам.

Мы еще не забыли времена, когда портфолио существовало лишь в бумажно-папочном варианте. Сегодня к нему добавилось как минимум еще две формы существования. Это электронное портфолио и электронное online портфолио.

И это удобно. Электронное портфолио мобильно, его можно постоянно использовать в своей работе, поместить туда то, чего не покажешь на бумажных носителях. Это могут быть мультимедийные продукты, созданные к занятиям или досуговым мероприятиям: презентации, графические объекты, видеоматериалы др.

Каково значение портфолио для аттестации педагога? Создать профессиональное портфолио — это одно из важнейших действий, которое необходимо совершить соискателю работы в любой сфере деятельности для достижения успеха. Наряду с резюме, рекомендательными письмами и сертификатами, портфолио участвует в процессе формирования Вашего имиджа в глазах работодателя.

Роль портфолио в этом процессе велика: по тому, как сделано портфолио соискателя, работодатель, эксперт судит не только о профессиональной деятельности кандидата, но также видит принципы, личные акценты и логику кандидата.

Педагогу, чтобы быть по достоинству оцененным, необходимо проделать большую работу по систематизации и обобщению наработанного опыта. И, как показывает практика, эта задача решается с помощью портфолио, которое очень четко характеризует деятельность педагога с точки зрения информационной и профессиональной культуры.

Портфолио педагога связывает отдельные аспекты его деятельности в более полную картину, позволяет фиксировать, накапливать и оценивать индивидуальные достижения личности в определенный период его деятельности.

Оно содержит материалы, которые:

  • дают информацию об авторе;

  • представляют результаты его деятельности;

  • отображают особенности личности автора портфолио;

  • отражают основные направления и виды деятельности;

  • демонстрируют ориентированность на выбранную педагогическую концепцию.

Применение портфолио в педагогической деятельности позволяет:

  • педагогу реально представить результаты своего труда, увидеть свои резервы, в том числе при аттестации;

  • администрации осуществлять непрерывную диагностику результатов труда педагога, систематизировать деятельность педагога; широко и полно предоставлять материалы при лицензировании, аттестации, аккредитации образовательного учреждения.

В то же время, портфолио педагога позволяет демонстрировать не только результаты деятельности, но и динамику по сравнению с предыдущими результатами.

Наиболее распространены электронные портфолио в виде презентации с использованием Power Point с гиперссылками на электронные ресурсы; Web-странички (с использованием программы «Конструктор сайта»), Web-сайта, размещенного в сети интернет.

Программные средства, используемые при формировании портфолио:

  • программа Power Point – создание презентаций для лекций и практических заданий;

  • программа Word – разработка опорных конспектов, карточек-заданий и др. материалов, включающих тексты;

  • программа Excel – разработка тестов и систем рейтинговой оценки знаний;

  • инструментальные системы создания сайтов (например, FrontPage, HTML) – разработка материалов, имеющих гипертекстовую структуру;

  • графические пакеты (например, Photoshop, CorelDraw и др.) – подготовка иллюстративных материалов: обобщающих схем, рисунков.

Если в образовательном учреждении имеется свой сайт в Интернете, то электронное портфолио педагога может стать частью такого сайта, а может выступать в качестве самостоятельного ресурса, но и в том, и в другом случаях, электронное портфолио способствует распространению опыта педагога, что является одним из важных критериев при оценке уровня квалификации.

В то же время, создавая электронное портфолио, педагог, фиксируя свои достижения, одновременно создает структурированную медиатеку цифровых образовательных ресурсов, которую может постоянно пополнять.

Рассмотрим более подробно общие требования к электронному портфолио педагога.

Методическими рекомендациями по аттестации педагогических работников, разработанными МОН ДНР1портфолио педагогического работника определяется как «комплект документов, представляющий совокупность сертифицированных или несертифицированных индивидуальных достижений, который может рассматриваться как форма оценки работы педагога при проведении аттестации на соответствие заявленной квалификационной категории».

На портфолио возлагаются задачи по формированию профессиональных характеристик педагога, развитию профессиональной самоорганизации, ключевых компетенций, повышению результативности и эффективности профессиональной педагогической и управленческой деятельности, содействию профессиональному росту педагогов.

Этот же документ акцентирует внимание на том, что «Портфолио педагогического работника представляется за межаттестационный период в бумажном или электронном варианте на выбор аттестуемого педагогического работника».

В структуру портфолио предлагается включить разделы:

  1. Общие сведения о педагогическом работнике (данный раздел включает материалы, отражающие достижения преподавателя в разных областях): личные данные; копия диплома об образовании; копии удостоверений (свидетельств) о повышении квалификации; копии документов, подтверждающих наличие ученых и почетных званий и степеней; копии грамот и дипломов; другие документы по усмотрению педагога;

  2. Акмеологическая карта профессиональной деятельности педагогического работника.

Следует обратить внимание, что состав портфолио зависит от конкретных задач, которые ставит перед собой педагогический работник.

При подготовке портфолио рекомендуется составить индивидуальный план профессионального развития, в котором определить: цели и задачи своего профессионального роста; умения, которые ему необходимо приобрести; тренинги и курсы, которые он прошел и собирается пройти в ближайшие 2-3 года.

Цели и задачи профессионального развития преподавателя должны соотноситься с: профессиональными стандартами преподавания предмета; успеваемостью обучающихся; стратегическим планом организации, осуществляющей образовательную деятельность.

Портфолио педагога очень индивидуально. Кроме этого большую роль в формировании играет специфика учебной дисциплины, в рамках которой оно создается.

И все же есть общие элементы, компоненты портфолио, которые можно проследить в любых дисциплинах. Рассмотрим их:

1. Информация «от себя» — формулировка педагогической философии педагога, описание используемых методик, педагогических технологий, указание разрабатываемых дисциплин, образовательных программ, представление образовательных целей и задач.

Сюда же могут входить: видеозапись типового занятия педагога, материалы, подтверждающие эффективное использование технических средств обучения, (например компьютера, аудио- и видеоаппаратуры).

2. Информация «от других» — рекомендательные письма, отзывы коллег, учащихся, родителей о программе, стиле проведения занятий, внеучебной деятельности и т.д.

3. Примеры учебных мероприятий — достижения обучающихся, результаты исследовательской работы учащихся, примеры работ учащихся и т.д.

При составлении портфолио педагогу нужно четко понимать, что портфолио — это не воплощение успеха, а материал, отражающий все стороны его работы. Экспериментальная работа, даже не совсем удачная, может свидетельствовать об исследовательской натуре педагога.

При создании и наполнении электронного портфолио от педагога требуется умение моделировать и проектировать свою профессиональную деятельность, учитывать требования, предъявляемые к разработке программно-методических комплексов:

  • психолого-педагогические требования;

  • эргономические требования (удобство для человека в процессе работы);

  • требования к дизайну (цветовому оформлению, размеру шрифтов и графических объектов)

  • программно-технологические требования.

Наибольшую важность при наполнении электронного портфолио содержанием представляют такие принципы дидактики, как научность, последовательность, наглядность, интерактивность, ориентированность на самостоятельную деятельность.

Электронное портфолио педагога представляет собой, с одной стороны, личное портфолио педагога, с другой стороны, осмысление опыта других педагогов или методистов. В нем отводится место для самостоятельной и творческой деятельности как педагога, так и его учеников.

Смысла отрицать эффективность электронного портфолио нет. Это наглядно, удобно и достаточно надежно. Материалы электронного портфолио легко редактируются и совершенствуются.

РАЗДЕЛ 2. ВЕБ-ПОРТФОЛИО ПЕДАГОГА

Следующий, осознанный шаг после создания электронного портфолио в своем личном компьютере, создание его в интернет-ресурсах.

Веб-портфолио педагога — это собственный сайт с неограниченным количеством страниц, который позволит красочно представить результаты в разнообразных видах деятельности – учебной, научной, творческой, социальной и других

На страничках сайта-портфолио можно разместить:

  • набор материалов, демонстрирующих педагогический опыт, методические достижения, успехи учащихся и позволяющих оценить уровень профессионализма автора;

  • рекомендации, советы и отзывы коллег, руководителей подразделения или учебного заведения;

  • разработанные учебные программы, методические разработки занятий, учебно-методические материалы;

  • учебно-информационные ресурсы (текстовые файлы, презентации и фотографии, видео и анимационные ролики, список используемых в учебном процессе электронных образовательных ресурсов, ссылки на информационно-образовательные ресурсы сети Интернет);

  • информацию о научных и методических работах, список конференций, семинаров, круглых столов, в которых принимал участие педагог, коллекция дипломов, свидетельств и сертификатов о повышении квалификации, личных грамот и грамот обучаемых.

Рассмотрим возможности создания веб-портфолио, предоставляемые пользователям социальной сети4portfolio.ru.2

Инструментарий сети позволяет:

  • использовать богатый арсенал средств информатизации и коммуникации для ведения безбумажного портфолио и наглядного представления коллекции достижений в цифровом формате;

  • повысить открытость и объективность оценки результатов деятельности, реализовать возможно выявить динамику формирования компетенций студента и профессионального становления педагога;

  • проводить всевозможные конкурсы, осуществлять рейтинговую оценку достижений обучаемых и педагогов,

  • поднять на новый уровень педагогический альянс семьи и образовательного учреждения;

  • вступать в сообщества единомышленников, обмениваться мнениями, создавать виртуальные объединения педагогов.

Социальная сеть для ведения портфолио 4portfolio.ru представляет пользователям инструментарий для ведения блогов, написания комментариев, обмена мнениями, участия в форумах, создания сообществ, дистанционного общения педагогов, обучаемых и их родителей. Участие в сообществах по интересам обеспечивает:

  • Взаимообучение, повышение профессионального уровня.

  • Общение, обсуждение контента внутри сообщества.

  • Самопрезентацию в сети.

  • Распространение инноваций, самореализацию.

  • Рефлексию, аналитику, оценку.

Инструментарий социальной сети позволит собирать в цифровом формате (текстовом, графическом, мультимедийном) коллекцию выполненных работ, написанных рефератов, докладов, рисунков, гафиков, чертежей, схем, проектов и творческих работ (фотографий поделок, собранных моделей) и прочего, демонстрировать индивидуальные или коллективные достижения студентов и педагогов в той или иной области.

Индивидуальное хранилище файлов на портале предназначено для накопления текстовых файлов, презентаций и фотографий, видео и анимационных роликов. Есть возможность сбора, систематизации и хранения оцифрованной коллекции грамот, дипломов, свидетельств, сертификатов, лицензий. Коллекции работ и результатов студента, собранные на страничках портфолио позволяют фиксировать образовательные результаты и отслеживать его индивидуальный прогресс, демонстрировать достижения преподавателям, работодателям, родителям и друзьям.

Содержание портфолио преподавателя

В сети предусмотрено ведение четырех видов портфолио:

  • личное портфолио,

  • портфолио достижений (учебные, научные, профессиональные, спортивные и пр.),

  • портфолио отзывов;

  • портфолио документов.

В каждом из этих видов портфолио пользователь имеет возможность размещать неограниченное число страниц и разделов, открывать или закрывать их для просмотра и комментариев.

Обязательные части портфолио:

  1. Общие сведения о преподавателе (анкетные данные, документы об образовании, повышении квалификации, о предыдущей присвоенной квалификации, награды, грамоты и т.д.).

  2. Результаты учебно-методической работы (результаты мониторинга знаний, методические разработки, участие на международных, всероссийских, городских мероприятиях, публикации, доклады и выступления и т.д.).

№ 1. «Личное портфолио». Содержит информацию об авторе сайта-портфолио и его личностных особенностях, интересах, предпочтениях, хобби.

На страничке личного портфолио следует разместить следующую информацию:

  1. Фамилия и имя преподавателя.

  2. Перечень основных учебных дисциплин, которые Вы преподаете.

  3. Полное название образовательного учреждения высшего профессионального образования, город.

  4. Образование (что и когда окончил, полученная специальность и квалификация по диплому). Ученая степень и звание.

  5. Трудовой и педагогический стаж, стаж работы в данном общеобразовательном учреждении.

  6. Краткое Эссе о себе, о своем профессиональном кредо, о своих планах на будущее, взгляд на окружающий мир.

№ 2. «Портфолио достижений». Собираются материалы, отражающие основные успехи и достижения, направления и виды профессиональной деятельности, публикации, методические разработки, отчеты по научной и исследовательской работе, информация об участии в конференциях, семинарах и прочих мероприятиях.

Портфолио достижений содержит информацию об успехах и достижениях преподавателя и его студентов.

Жестких ограничений по содержанию не предусмотрено. Преподаватель представляет на страничках наиболее выигрышную часть портфолио.

Например, можно представить страничку, на которой наглядно показана динамика учебных, научных и внеурочных достижений Ваших обучаемых за последние несколько лет, наиболее интересные работы студентов; авторские методические находки, инновационные методики, мастер-классы и др. Описать профессиональные достижения в самых разных областях, личный опыт использования информационно-коммуникационных технологий в процессе обучения, участие в профессиональных конкурсах, повышение квалификации и профессиональную переподготовку, результаты научной деятельности, перечислите основные публикации с аннотациями и ключевыми словами.

Примечание: результаты, указанные выше, должны подтверждаться отсканированными документами, могут сопровождаться фото и видеоматериалами.

Педагог – личность многогранная. Дополнит картину информация о достижениях в спорте, художественном творчестве (музыка, живопись, фотоискусство, скульптура, любое увлечение), социальной, общественной, коммуникативной деятельности и пр. На страничках портфолио достижений рекомендуется поместить описание научно-исследовательской, проектной деятельности студентов, самые удачные рефераты, доклады, контрольные работы, отчеты о походах, КВНах, рисунки, фотографии творческих работ, видео и аудиоинформацию.

Приветствуются комментарии к страничкам порфолио.

№ 3. «Портфолио отзывов». Собираются характеристики отношения преподавателя к различным видам деятельности: отзывы, заключения, рецензии, рекомендательные письма, резюме, рефлексия.

На страничках портфолио отзывов собираются характеристики и рекомендации коллег, студентов, их родителей, руководителей (от заведующего кафедрой, декана), благодарственные письма.

Могут быть представлены в виде отзывов характеристики от общественных организаций и пр. Хорошее впечатление производят рекомендательные письма от коллег и руководства, где они могут описать свои впечатления от работы и общения с Вами.

Приветствуются резюме о работе в общественной организации, благодарности, благодарственные письма из различных органов и организаций, заключения о качестве различных работ, в которых Вы принимали личное участие (коллективный проект и т.д.).

№ 4. «Портфолио документов». Портфель сертифицированных (документированных) достижений. На страничках портфолио документов можно поместить отсканированные документы (грамоты, дипломы, награды, удостоверения).

Полезными будут странички «Документы о повышении квалификации», «Мои награды», «Дипломы и сертификаты».

В чем достоинства использования веб-портфолио в профессиональной деятельности педагога?

  • Инновационные образовательные технологии делают учебный процесс эффективней, интересней, ярче и доступней.

  • Средства ИКТ позволяют приобретать знания более простым и понятным для юного поколения способом, повышают мотивацию и степень вовлеченности всех участников в образовательный процесс.

  • Возможность оказать в удобное время и в удобном месте помощь и консультацию своим обучаемым, дистанционно оценить представленные в электронном портфолио работы, дать рекомендации по их доработке и совершенствованию,

  • Возможность вступления в сообщества для расширения круга профессионального общения, обмена педагогическими инновациями и методическим опытом,

  • Основа профессионального роста и признания в педагогическом сообществе.

  • Постоянное взаимодействие обучаемых и педагогов в сети в удобное для них время.

  • Построение индивидуальной траектории обучения.

Таким образом, портфолио является современной эффективной формой оценивания, дополняет традиционные контрольно-оценочные средства, направленные на проверку репродуктивного уровня усвоения информации, фактологических и алгоритмических знаний и умений, включая экзамены, и может в перспективе стать реальной альтернативой традиционным формам оценивания.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Портфолио педагога создается с целью систематизации индивидуальных достижений, развития рефлексии и профессиональной самооценки результатов педагогического труда.

Портфолио педагога является инструментом мониторинга профессиональных достижений.

Портфолио педагога представляет собой собрание различных материалов, документов и иных сертифицированных и несертифицированных свидетельств достижений и прогресса в профессиональной педагогической деятельности.

Существенным аспектом создания Портфолио педагога является уход от формального представления определённого набора документов и сбалансированная презентация как формализованных свидетельств достижений педагога, так и наглядных примеров, продуктов его деятельности. Это усиливает практическую ориентацию экспертизы, делает ее прозрачной и содержательной.

Портфолио педагога позволяет обеспечить преемственность разных этапов процесса профессиональной подготовки и профессионального развития, помогает планировать, отслеживать и корректировать образовательную и карьерную траекторию педагога, а затем становится доказательством роста его профессиональной квалификации.

Портфолио педагога как инструмент мониторинга профессиональных достижений реализует функции: оценочно-стимулирующую; развивающую по отношению к учителю; развивающую по отношению к образовательной ситуации (структура портфолио педагога представляет собой своеобразный ориентир возможных видов активности педагога).

Все перечисленные выше положительные характеристики портфолио дополняют мобильность, своевременность, дополняемость электронных возможностей, реализуемых через интернет-ресурсы.

Электронное портфолио учителя – это современный инструмент систематизации, самоанализа и диагностики профессиональной деятельности.

БИБЛИОГРАФИЯ

1 Аттестация педагогических работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность: методические рекомендации/ сектор аттестации педагогических, научно-педагогических и научных кадров Министерства образования и науки Донецкой Народной Республики, 2015. – 104 с.

2 Панюкова С.В., Гостин А.М., Кулиева Г. Создание и ведение веб-портфолио преподавателя. Методические рекомендации: учеб. пособие. – Рязань.: «Рязанский государственный радиотехнический университет», 2013 г. – 26 с.

Как создать электронное портфолио учителя?

  • 8 ноября 2009

Каждый из нас если не знает, то точно слышал о портфолио. Но довольно часто оно ассоциируется у нас с модельным бизнесом, дизайнерскими или фото работами, удаленной работой. Так что же такое портфолио?

В статье мы рассмотрим следующие вопросы:

1. Откуда появилась традиция создавать портфолио учителя?

2. Что такое портфолио учителя?

3. Какова структура такого портфолио?

4. Каковы основные принципы составления портфолио?

В конце статьи в качестве приложения даны образцы электронного портфолио для учителей в форме презентаций.

Откуда появилась традиция создавать портфолио учителя?

Из жизненной необходимости, ведь требования к качеству образования постоянно повышаются. С одной стороны, портфолио учителя необходимо администрации образовательных учреждений для мониторинга эффективности работы преподавателя, с другой, что более важно, – для самонаблюдения и самосовершенствования педагога.

Портфолио учителя, по мнению Питера Зелдина, автора книги «The Teaching Portfolio», есть очередной этап в развитии профессии – также в свое время в портфолио воплотились важнейшие достижения дизайнеров, фотографов и архитекторов.

Портфолио (от англ. portfolio – портфель, папка для важных дел или документов) – это набор документов, образцов работ, фотографий, дающих представление о предлагаемых возможностях, услугах специалиста. Это одна из самых важных составляющих успешного поиска работы через Интернет. Ведь благодаря портфолио, даже не видя тебя, и не общаясь с тобой, у заказчика есть возможность сделать конкретные выводы о твоих опыте и профессионализме. И поэтому вполне естественно, что от качества портфолио напрямую зависит заинтересованность работодателей в твоих услугах и количество отданных тебе заказов.

Но тема портфолио касается не только трудоустройства, во многих зарубежных, да и российских школах ввели систему ведения портфолио, как дополнительную систему оценки знаний и достижений.

Что такое портфолио учителя?

Это описание в фактах педагогических качеств и достижений преподавателя, включающее в себя спектр документов, формирующий представление о специфике подхода и мере профессиональной эффективности учителя. Материалами его могут являться ежегодные результаты психолого-педагогической диагностики, тесты по профессиональной направленности учеников. Кроме того, портфолио фиксирует индивидуальные достижения и победы учащихся в предметных олимпиадах, конкурсах, соревнованиях, их участие в различных проектах. Оно может содержать творческие разработки, исследования, доклады. Таким образом накапливаются сведения, касающиеся достижений конкретного ученика в учебе и внеучебной деятельности.

Создание и продвижение портфолио преследует также ряд частных целей:

1. Проследить эволюцию профессиональной педагогической деятельности конкретного учителя.
2. Систематезировать учебные материалы и наработки для демонстрации работодателю.
3. Продемонстрировать достижения менее опытным коллегам.
4. Предложить способ организации того или иного учебного курса.
5. Послужить основой для участия в конкурсных и грантовых программах.
6. Способствовать расширению методического диапазона образовательного учреждения

В портфолио учителя должны воедино сливаться личные педагогические идеи и убедительные средства подтверждения их эффективности. Ни в коем случае портфолио педагога не является беспорядочной свалкой всех когда-либо разработанных тестов, уроков, курсов.

Такой феномен как раскрутка портфолио учителей в США объясняется эффективностью идей портфолио как визитной карточки преподавателя. Сегодня более 1000 американских школ и вузов активно используют портфолио как меру состоятельности педагога независимо от дисциплины, будь то математика, английский язык или физика.

Какова же структура портфолио учителя?

Есть ли общепринятая модель портфолио? Нет. Портфолио учителя очень индивидуально. Кроме этого большую роль в формировании портфолио играет специфика учебной дисциплины, в рамках которой оно создается.

И все же есть общие элементы, компоненты портфолио, которые можно проследить в любых дисциплинах. Вот они:

1. Информация «от себя» – формулировка педагогической философии преподавателя, описание используемых методик, указание разрабатываемых дисциплин, представление образовательных целей и задач.
2. Информация «от других» – отзывы коллег, учеников, студентов о курсах, учебных программах, тестах, стиле проведения занятий, внеаудиторной деятельности и т.д.
3. Примеры учебных мероприятий – достижения студентов, результаты научной работы учащихся, примеры эссе и т.д.

Материалы, подкрепляющие педагогические принципы преподавателя, являются следующими:

1. Свидетельство сотрудничества с коллегами, которое привело к повышению эффективности их работы
2. Видеозапись типового занятия преподавателя.
3. Материалы, подтверждающие эффективное использование технических средств обучения, напр., компьютера, аудио- и видеоаппаратуры.

Каковы основные принципы составления портфолио учителя?

1. Объем портфолио учителя не должен превышать 8-10 страниц + приложение.
2. Портфолио учителя – это не воплощение успеха, а материал, отражающий все стороны его работы. Экспериментальная работа, даже не совсем удачная, может свидетельствовать об исследовательской натуре педагога.
3. Организация информации в портфолио педагога подчиняется двум основным правилам: последовательность и ясность.
4. Все заявленные педагогические умения подтверждаются примерами осуществленных преподавателем мероприятий.
5. Грамотно составленное портфолио учителя отвечает в первую очередь на вопрос «Как?», и только потом на вопрос «Что?».

Пример портфолио учителя в виде плана выглядит следующим образом:

1. Выполняемые обязанности
2. Формулировка педагогической философии преподавателя
3. Цели, стратегии, методологии
4. Описание учебных курсов
5. Средства совершенствования педагогической деятельности (конференции, курсы повышения квалификации, мастер-классы)
6. Результаты диагностики учащихся по заявленным учебным программам
7. Примеры достижений студентов
8. Намеченные профессиональные перспективы
9. Приложения, подкрепляющие заявленные ранее положения.

ЛИКБЕЗ: правильный вариант написания – ПОРТФОЛИО (от англ. PORTFOLIO), а не партфолио или порфолио!

Современное портфолио — это попытка передать идеи с помощью текста, изображений и всего набора мультимедийных возможностей (звука, анимации и др.). Этот документ может принимать форму брошюры, папки или альбома в электронном формате (например, презентационная программа PowerPoint или набор графических файлов), персональной странички или целого сайта.

Приложение «Портфолио педагога»

Авторизуйтесь на сайте, чтобы скачать файл

Образец оформления портфолио педагога

ПОРТФОЛИО

профессиональной деятельности

Фирсовой Светланы Геннадьевны-

воспитателя школы-интерната

Мой девиз: «Воспитатель сам должен быть тем, чем он хочет сделать воспитанников» (В.Даль) Педагогическое кредо: «Начал дело – доводи до конца», «Лучше горькая правда, чем сладкая ложь», «Лучше сделать один раз хорошо, чем несколько раз плохо», «Поступай с людьми так, как бы ты хотел, чтобы поступали с тобой»

Профессиональные и личные качества:

Ценю в людях доброту, порядочность, честность, отзывчивость. Считаю, что я обладаю этими качествами и стремлюсь воспитать эти качества в детях, с которыми я работаю.

Личностные ценности: коммуникабельность, доброжелательность, отзывчивость, трудолюбие, стремление к самосовершенствованию.

ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ

Образование: высшее

Барнаульский государственный педагогический институт 04.07.1988

Специальность: немецкий язык

Квалификация: учитель немецкого языка средней школы

Общий стаж работы: 31 год

Педагогический стаж: 22 года

В должности воспитателя: 6 лет

В данном образовательном учреждении: 5 лет

Присвоена первая квалификационная категория: 25 марта 2013 года

Наименование учреждения:

общеобразовательная школа-интернат

Адрес учреждения:

Алтайский край, г. Алейск, ул. Олешко 70.

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ

Применяю в работе современные образовательные технологии:

1. Информационно-коммуникативная

2. Коррекционно-развивающая

3. Здоровьесберегающая

4. Игровая

5. Личностно-ориентированная

6. Технология портфолио

КУРСЫ ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ

1. ГОУ ВПО «Алтайская государственная педагогическая академия»

Тема: «Комплексное сопровождение детей и подростков с особыми образовательными потребностями» — 72 часа

09.06.2011-20.06.2011г.

2.Филиал ОАНО ВО «Московский психолого-социальный университет» г. Канска Красноярского края

Тема: «Организация и содержание коррекционно — развивающего сопровождения образовательного процесса в условиях современного образования» — 108 часов

21.09.2015-03.10.2015г.

САМООБРАЗОВАНИЕ

Тема: «Методы профилактики и коррекции отклоняющегося поведения воспитанников в коррекционной школе»

Период работы: 01.09.2014-01.09.2019

Основные мероприятия:

1. Изучение литературы, подборка материалов по изучаемой теме.

2. Изучение опыта работы передовых педагогов.

3. Создание персонального сайта, использование в работе интернет-ресурсов и распространение опыта своей работы.

4. Самоанализ своей профессиональной деятельности.

5. Анализ анкетирования, тестирования и диагностики воспитанников.

6. Проведение открытых мероприятий.

7. Участие в конкурсах, семинарах, в работе педсоветов, совещаний, МО воспитателей.

8. Участие в проекте «Источник знаний» интернет-портала

Pro Школу. ru

9. Отчёт о работе по теме.

РАСПРОСТРАНЕНИЕ СВОЕГО ОПЫТА

1.Открытые мероприятия:

— Правовой час «В защиту детства». 2011-2012уч. год

— Фольклорный праздник «Озорные посиделки».

2012-2013уч.

— Праздник здоровья «Я здоровье сберегу – сам себе я помогу!» 2013-2014уч. год

— Новогодний праздник «Здравствуй, Новый год!»

2013-2014уч. год

— Устный юмористический журнал «Весенняя мозаика»

2014-2015уч. год

— Выпускной вечер «Прощай, школа!» 2014-2015уч. год

2.Открытые выступления:

— «Создание коррекционно-развивающей, воспитательной и социальной среды в коррекционном учреждении».

2012-2013уч. год (МО)

— «Дети с задержкой психического развития и интеллектуальной недостаточностью».

2013-2014уч. год (МО)

-«Из опыта работы воспитателей по социальной адаптации воспитанников» 2014-2015уч.год (педсовет)

3. Публикации своих методических материалов на личном сайте infourok.

4.Участие в педагогическом интернет-сообществе «Моё образование».

МОИ ДОСТИЖЕНИЯ ЗА ВЕСЬ ПЕРИОД ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

1. Почётная грамота администрации школы

«За большую оформительскую работу в кабинете немецкого языка» 1993г.

2. Почётная грамота администрации школы «За достигнутые успехи в учебно-воспитательном процессе» 1994г.

3. Грамота Алейской общественной организации профсоюза работников образования и науки «За приложенные усилия для сплочения коллектива и отстаивания его социальных гарантий и интересов» 1999г.

4. Почётная грамота отдела образования Администрации Алейского района «За добросовестный труд в деле обучения и воспитания учащихся» 1996г.

5. Почётная грамота комитета образования Администрации Алтайского края «За добросовестный творческий труд, успешную работу по обучению и воспитанию учащихся» 1999г.

6. Удостоверение ветерана труда Алтайского края 2011г.

7. Грамота администрации школы «За добросовестный труд, творческое отношение к воспитанию подрастающего поколения» 2014г.

8. Грамота администрации школы «За долголетний труд, преданность своему делу, направленные на решение актуальных проблем воспитания нового поколения» 2014г.

9. Благодарность администрации школы «За творческий подход в проведении воспитательных мероприятий» 2013г.

10. Грамоты интернет-портала Pro Школу. ru «За участие в проекте «Источник знаний» с рейтинговыми показателями. (2)

11. Бронзовый диплом «За достижение 1 уровня в рейтинге популярности и активности участников педагогического сообщества «Моё образование» 2015г.

12. Диплом за победу во Всероссийском конкурсе «Вопросита»

Блиц-олимпиада: «Методика воспитательной работы» 2015г.

13. Сертификат о подтверждении создания своего персонального сайта в образовательной сети «Учительский сайт» проекта «Инфоурок».

14. Свидетельства о публикации на сайте.(11)

ДОСТИЖЕНИЯ МОИХ ВОСПИТАННИКОВ

2012-2013 учебный год

1. Почётная грамота администрации школы за второе место в конкурсе спален.

2. Грамота администрации школы за третье место в конкурсе «Чистота — залог здоровья».

2013-2014 учебный год

1. Грамота за первое место в школьном конкурсе уголков группы.

2. Грамота администрации школы за второе место в конкурсе «Новогодний сувенир».

3. Грамота за второе место в общешкольном конкурсе «Мы рисуем

маму».

4. Грамота за второе место в общешкольной выставке «Чудеса природы».

5. Грамота за второе место в общешкольном конкурсе «Новогодняя

открытка».

6. Почётная грамота за третье место в общешкольном конкурсе «Осенние пейзажи».

7. Почётная грамота за второе место в общешкольном конкурсе «Новогодний плакат».

2014-2015 учебный год

1. Грамота за второе место в муниципальном конкурсе «Славим Россию».

2. Грамота за второе место в муниципальном конкурсе «Мы рисуем сказку»

2015-2016 учебный год

1. Диплом Победителя (3 место) Всероссийского творческого конкурса «Рассударики» в номинации «Стенгазета».

УРОВЕНЬ ВОСПИТАННОСТИ

АНАЛИЗ МОНИТОРИНГА УРОВНЯ ВОСПИТАННОСТИ ДЕТЕЙ

в группе мальчиков (6-9 кл. инт.)

2015-2016 учебный год: сентябрь

Цели мониторинга:

1. Конкретизировать цели воспитательной работы для дифференцированного подхода к учащимся разного уровня воспитанности.

2. Объяснить индивидуальный подход к личности каждого ребёнка.

3. Обосновать выбор содержания и методов воспитательной работы.

4. Соотнести первоначальный результат (сентябрь) уровня воспитанности с конечным (май) и разработать рекомендации по воспитанию учащихся на новый учебный год.

В мониторинге уровня воспитанности приняли участие 12 человек. Изучение проводилось по следующим этапам:

1. Заполнение анкеты учащимися и воспитателем

2. Обработка результатов

3. Анализ результатов

4. Рекомендации, направленные на повышение уровня воспитанности детей, на новый учебный год.

Выводы:

1. Любознательность

Высокий уровень – 0

Средний уровень развития любознательности имеют 9 человек:

Виткин С., Моисеев Д., Иост Ю., Волобуев С., Ленешмидт Е., Пытенко А., Морозов Д.,

Воловой В., Карташов А.

Самый высокий балл оценки имеет Виткин С. (3,7б.)

Низкий уровень – 3 человека:

Анненков А., Афонькин А., Щенёв С. (2,9б.)

2. Отношение к школе (обществу)

Высокий уровень – 1 Волобуев С. (4,1б)

Средний уровень развития имеют 11 человек:

Карташов А., Щенёв С., Воловой В., Морозов Д., Пытенко А., Анненков А., Афонькин А.,

Иост Ю., Виткин С., Моисеев Д., Ленешмидт Е.

Самый высокий балл оценки имеет Щенёв С.(3,9б.)

Низкий уровень – 0

3. Отношение к труду

Высокий – 0

Средний уровень развития трудовых умений и навыков имеют 11 человек:

Карташов А., Щенёв С., Воловой В., Морозов Д., Пытенко А., Анненков А., Афонькин А.,

Иост Ю., Виткин С., Моисеев Д., Волобуев С.

Самый высокий балл оценки имеют: Волобуев С., Пытенко А., Виткин С.(3,8б.)

Низкий уровень – 1 Ленешмидт Е. (2,8б.)

4. Отношение к природе

Высокий уровень – 11 человек:

Афонькин А., Ленешмидт Е., Волобуев С., Щенёв С., Морозов Д., Иост Ю., Пытенко А.,

Виткин С., Моисеев Д., Анненков А., Карташов А. (4-5б.)

Самый высокий балл оценки имеют: Виткин С., Афонькин А. (4,8б.)

Средний уровень – 1 Воловой В. (3,8б.)

Низкий уровень — 0

5. Эстетический вкус

Высокий уровень – 3 человека:

Карташов А., Волобуев С., Афонькин А.

Самый высокий балл оценки имеет Афонькин А. (4,4б.)

Средний уровень – 8 человек:

Воловой В., Пытенко А., Иост Ю., Моисеев Д., Ленешмидт Е., Щенёв С., Анненков А., Виткин С.

Самый высокий балл оценки имеет Моисеев Д.(3,9б.)

Низкий уровень – 1 Морозов Д. (3,2б.)

6. Отношение к себе

Высокий уровень – 5 человек:

Карташов А., Волобуев С., Щенёв С., Морозов Д., Виткин С.

Самый высокий балл оценки имеет Волобуев С.(4,4б.)

Средний уровень – 6 человек:

Воловой В., Пытенко А., Афонькин А., Иост Ю., Моисеев Д., Ленешмидт Е.

Самый высокий балл оценки имеет Афонькин А.(3,9б.)

Низкий уровень – 1 Анненков А. (2,8б.)

В результате диагностики установлено:

— в группе преобладает средний уровень воспитанности детей (3- 4б.);

— лучшие показатели уровня воспитанности имеют:

Волобуев С. (24,5б.), Виткин С. (24б.), Афонькин А. (23,5б.)

— низкий уровень воспитанности имеют:

Воловой В. (20,2б.), Ленешмидт Е. (20,1б.), Анненков А. (19,8б.)

— самый низкий уровень воспитанности имеет Анненков А.(19,8б.)

— наиболее высокий уровень воспитанности сформирован по следующим показателям: умение заботиться об окружающем мире, охранять и любить растительный и животный мир;

— представление о нормах и правилах человеческого общежития, закреплённых Уставом школы, правилами поведения в школе, сформированность уровня любознательности, эстетического вкуса, трудолюбия; умения управлять своим поведением развиты на среднем уровне;

— самый низкий показатель сформированности познавательной деятельности воспитанников.

Исходя из результатов диагностики уровня воспитанности детей, необходимо в течение учебного года:

1. Воспитывать положительное отношение к труду, уважительное отношение к рабочим профессиям.

2. Активизировать и стимулировать познавательную и учебную деятельность воспитанников.

3. Развивать способность к объективной самооценке и самореализации в поведении, воспитанию в себе чувств собственного достоинства, социальной адаптации.

НАША ВНЕУРОЧНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

Устный юмористический журнал «Весенняя мозаика» (2015год)

Праздник здоровья «Я здоровье сберегу — сам себе я помогу»

2013 год

Выпускной вечер «Прощай, школа!» (2015 год)

2015 год

Конкурс рисунков на асфальте (2015 год)

«Великой победе 70 лет»

Першаева К. Морозова Ю.

Экскурсия в городской парк «Сезонные изменения с приходом осени» (2015 год)

Экскурсия в дом-интернат для пожилых людей и инвалидов «Люди нелёгкой судьбы»

НАШИ СПАЛЬНИ

Мои воспитанники принимают активное участие в оформлении спален, чтобы чувствовать себя уютно и комфортно.

НАША ИГРОВАЯ КОМНАТА

Здесь мы проводим своё свободное время, отдыхаем, выполняем домашнее задание

Оформление стены «Звёздная ночь»

НАШИ ТВОРЧЕСКИЕ ДЕЛА

Виткин Саша Волобуев Сергей Ленешмидт Егор Пытенко Алёша

СТЕНГАЗЕТЫ

«Наше право» «Навстречу 70-летию Победы!» «Берегите природу» «Новогодний праздник»

ДАТА НАЧАЛА ВЕДЕНИЯ ПОРТФОЛИО:

Тема: Портфолио сотрудника, учреждения

Вот еще один документ о создании Портфолио для педагогов.
Положение о портфолио педагогических работников
образовательных учреждений, учреждений образования Мурманской области, проходящих аттестацию с целью установления соответствия уровня квалификации требованиям, предъявляемым к первой (высшей) квалификационным категориям
1. Общие положения
1.1 Настоящее Положение о портфолио педагогических работников образовательных учреждений, учреждений образования Мурманской области, проходящих аттестацию с целью установления соответствия уровня квалификации требованиям, предъявляемым к первой (высшей) квалификационной категории, (далее – Положение) регулирует требования к портфолио как способу фиксации и предъявления различных материалов, документов и иных свидетельств достижений в профессиональной деятельности работника и его вклада в развитие системы образования в межаттестационный период.
Положение разработано в соответствии с :
— Законом Российской Федерации от 10.07.1992 № 3266-I «Об образовании»;
— Законом Мурманской области от 19.12.2005 № 707-01-ЗМО «Об образовании в Мурманской области» (издание «Мурманский вестник» № 244, 23.12.2005);
— Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 24.03.2010 № 209 «О порядке аттестации педагогических работников государственных и муниципальных образовательных учреждений»;
— Приказом Министерства образования и науки Мурманской области от 10.10.2010 № 1750 «Об утверждении Положения о порядке аттестации педагогических работников государственных областных и муниципальных образовательных учреждений и учреждений образования Мурманской области».
1.2. Портфолио педагогических работников образовательных учреждений, учреждений образования Мурманской области, проходящих аттестацию с целью установления соответствия уровня квалификации требованиям, предъявляемым к первой (высшей) квалификационной категории (далее – портфолио), предоставляемый в аттестационную комиссию Министерства образования и науки Мурманской области (далее –аттестационная комиссия), предназначен для оценки и самооценки уровня профессиональной компетентности и эффективности профессиональной деятельности аттестуемого педагогического работника.
1.3. Портфолио содержит результаты аналитической работы (педагогического мониторинга) аттестуемого работника. Особенностью портфолио является сбалансированность формализованных свидетельств достижений аттестуемого работника и рефлексивно-аналитических продуктов предъявления результатов его профессиональной деятельности.
1.4 Портфолио предъявляется в форме накопительной папки достижений аттестуемого работника.
1.5. Портфолио наполняется документами и другими материалами, отражающими достижения аттестуемого работника в профессиональной деятельности и его эффективный профессионально-общественный опыт в количественных или качественных параметрах, позволяющих сделать экспертное заключение в ходе аттестации.
II. Требования к оформлению портфолио
2.1. Обязательными элементами портфолио аттестуемого работника являются:
— титульный лист;
— сведения об аттестуемом работнике (фамилия, имя, отчество, место работы, образование, стаж работы (общий; в конкретном учреждении), наличие квалификационной категории и срок ее действия, награды, звания, ученые степени);
— оглавление (с наименованиями материалов и номерами страниц);
— пояснительная записка;
— содержание портфолио;
— приложения (копии грамот, дипломов, сертификатов, удостоверений о повышении квалификации и др. документов, заверенных в образовательных учреждениях).
2.2. Художественное оформление портфолио не оценивается.
2.3. Каждый отдельный материал, включенный в портфолио, должен быть датирован.
2.4. Общий объем портфолио должен быть не более 60 страниц формата А-4. Шрифт Times New Roman, размер шрифта — 14 пт, интервал — полуторный, поля по 2 см (со всех сторон).
Не допускается использовать пробелы и символы табуляции для форматирования текста. Текст набирается без переносов.
2.5. Портфолио предъявляется в аттестационную комиссию на бумажном носителе, должен иметь сквозную нумерацию.
III. Требования к содержанию портфолио
3.1. Портфолио должен состоять из 3-х компонентов: пояснительной записки, инвариантной и вариативной частей.
3.2. В пояснительной записке аттестуемый работник поясняет, какие материалы и почему включены в портфолио. Объем пояснительной записки – не более 3 страниц.
3.3. В состав инвариантной части портфолио входят:
— материалы, содержащие обоснование выбора образовательной программы;
— материалы, содержащие обоснование выбора педагогических (образовательных) технологий;
— материалы, содержащие обоснование применения в практике тех или иных средств педагогической диагностики для оценки образовательных результатов.
3.4. В состав варитивной части портфолио входят материалы, содержащие конкретные результаты деятельности аттестуемого работника.
3.4.1. Уровень достижений обучающихся (воспитанников):
— позитивная динамика качества образования обучающихся (воспитанников) за последние пять лет;
— увеличение числа обучающихся, принимающих участие в предметных олимпиадах муниципального, регионального, всероссийского уровней;
— увеличение количества и повышение качества творческих работ (проектов, исследований и др.) обучающихся (воспитанников);
— результативность участия обучающихся (воспитанников) в конференциях, конкурсах, концертах, спортивных соревнованиях разного уровня (от муниципального до международного) за последние пять лет;
— активное участие обучающихся (воспитанников) в жизни образовательного учреждения.
3.4.2. Уровень профессионализма аттестуемого работника:
— обобщение и распространение опыта на муниципальном, региональном, федеральном уровнях: выступления на семинарах, совещаниях и конференциях, научно-методические публикации в региональных, федеральных изданиях, банках педагогической информации;
— участие в профессиональных конкурсах на муниципальном, региональном, федеральном уровнях;
— своевременное прохождение курсов повышения квалификации или профессиональной переподготовки;
— работа в творческих, проектных, проблемных группах по актуальным вопросам совершенствования образования на муниципальном, региональном уровнях;
— участие в экспериментальной (инновационной) деятельности (тема, результативность);
— предоставление услуг дополнительного образования.
3.5. Материалы вариативной и инвариантной частей могут включать:
— описание творческих, проектных, исследовательских работ (как методических, так и учебных);
— описание опытно-экспериментальной деятельности;
— свидетельства о повышении квалификации, участии в семинарах, конференциях и пр.;
— документы, подтверждающие результативность инновационной деятельности;
— результаты в области здоровьесбережения обучающихся (воспитанников);
— отзывы коллег, родителей (законных представителей) и др.
— другие документы по усмотрению аттестуемого работника.
3.6. Конкретные материалы и документы для предоставления в аттестационную комиссию отбираются самим аттестуемым работником в соответствии с выбранной формой аттестации и структурой портфолио.

С 01.03.2018 года изменяется порядок оформления аттестационной папки.

Изменения касаются только тех педагогов, которые подали заявление на аттестацию после 28 февраля 2018 года. Теперь документы, содержащиеся в индивидуальной папке, должны быть оформлены в виде единого комплекта документов, включающего опись документов по следующей форме:

Согласно требованиям Центра аттестации СПб АППО, папка может быть любой толщины, но обязательно с двумя кольцами для закрепления документов.

Не прошиваются, кладутся в прозрачные файлы:

1. Титульный лист (первый экземпляр)

2. Прошитая, пронумерованная и подписанная работодателем внутренняя опись документов индивидуальной папки (заверенная копия)

3. Заявление из МФЦ

4. Экспертное заключение

Прошиваются:

1. Титульный лист (второй экземпляр)

2. Внутренняя опись документов индивидуальной папки (оригинал)

3. Заверенная копия документа об аттестации*

4. Документы индивидуальной папки в соответствии с требованиями экспертного заключения.

*В случае изменения фамилии, места работы в межаттестационный период, а также временного исполнения обязанностей руководителя учреждения необходимо добавить соответствующие документы.

Все листы должны быть пронумерованы, прошиты и подписаны на обратной стороне комплекта документов руководителем образовательного учреждения. Допускается печать документов только с одной стороны листа.

Раздел «Общие сведения о педагоге» (диплом, курсы повышения квалификации и т.п.) теперь исключен.

Не нужно вкладывать «на всякий случай» лишних документов, которые не указаны в экспертном заключении. Документы, представленные в индивидуальной папке, должны быть оформлены строго по экспертному заключению, включая все примечания и сноски. Названия разделов экспертного заключения на отдельных листах не нужны, достаточно любым способом, на самом документе указать номер пункта любого раздела.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Наверх